Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Ранние поэмы С.А. Есенина «Марфа Посадница» и «Ус» в контексте истории России

Евдокимова В.Ю.,

заведующий отделом научно-экспозиционной и

выставочной деятельности

Государственного музея-заповедника С.А. Есенина

 

 

В 1914 году Сергей Есенин пишет две исторических поэмы, посвященных знаменательным персонажам: героине Новгорода – Марфе Посаднице и донскому казаку Усу. Марфа Посадница, или Марфа Борецкая, вдова новгородского посадника И.А. Борецкого, вошла не только в историю России, но и в русскую литературу как героиня,  которая стала символом свободы, выступавшая за отстранение от Москвы, от царя, за самостоятельное существование.  Вероятно, не случайно именно ее выводит своей героиней поэт в этот жизненный период.

Сергей Есенин не стремится к воссозданию исторических событий в поэме, как он уже делал однажды в «Песни о Евпатии Коловрате», он дает иную интерпретацию событий, и представляет свою героиню своей современницей, которая вновь выступает в борьбе за свободу. Это не случайно: если изучить события жизни молодого поэта за несколько лет до написания произведения, то можно отметить, что он и сам пытается бороться за свободу. Так, например, после расстрела мирного шествия забастовщиков на Ленских золотых приисках, о чем сообщали в губернских газетах, Есенин пишет стихотворение «Вьюга на 26 апр. 1912 г.». С этими же событиями было связано и стихотворение «На память об усопшем. У могилы», опираясь на воспоминания К.Ф. Богоявленской, которая рассказывает о выступлении Сергея Есенина на кладбище в Москве во время похорон рабочего, погибшего по вине предпринимателя, исследователи доказывают, что поэт обращал особое внимание на «страдальцев земли». В этот же период возникает и замысел поэмы «Пророк», в которой поэт собирается «клеймить позором слепую, увязшую в пороках толпу». Вполне вероятно, что каждое из этих произведений, каждое событие, происходившее в стране и связанное с формирующимся революционным движением, послужило основой для создания поэмы «Марфа Посадница».

Свою историческую поэму, посвященную новгородской воительнице, поэт пишет в сентябре 1914 года, В.А. Мануйлов рассказывал характеристику самого Есенина: «Я эту вещь чуть ли не шестнадцати лет задумал, а написал в первые месяцы после начала войны»[1].  Б.А. Сорокин, сокурсник по университету Шанявского, вспоминает: «Увиделись мы только в сентябре, когда уже шла война, и на одном из вечеров Сергей читал поэму «Марфа Посадница»[2]. В дальнейшем все критики отмечали, что вряд ли эту поэму можно назвать именно исторической, ведь обращает на себя внимание последняя строфа о современности, о призыве к борьбе. Не случайно и литературные критики, и редакторы, и литераторы-современники пишут об этом событии именно в таком ключе. М. Горький – редактор журнала «Летопись»: «Вчера цензор зарезал длинное и недурное стихотворение Есенина «Марфа Посадница», намеченное на февраль…»; Иванов-Разумник: «На войну он < Есенин> отозвался «Марфой Посадницей» - первой революционной поэмой о внутренней силе народной, написанной в те дни, когда почти все наши большие поэты…восторженно воспевали внешнюю силу государственную»[3]. В 1919 году В. Л. Львов-Рогачевский дал более развернутый отклик на эту поэму: «Сергей Есенин отозвался на революцию в 1918 г. в сборнике «Красный звон» целым рядом прекрасных стихотворений, проникнутых красотой ярких и необычных образов, согретых огнем неподдельного вдохновения. Лучшим из этих стихотворений была былина о Марфе Посаднице, сильная, величественная и ударяющая по сердцам с неведомою силой…»[4]. В дальнейшем в статьях литературных критиков в различных вариациях звучали слова о замечательном соединении древнерусского слова и мотива с революцией, о давних истоках народной борьбы, которую воплотил в своей поэме Сергей Есенин, о противопоставлении повсеместным «елейным акафистам», о воплощении завета Марфы «Заглушить удалью московский шум» и заставить царя дать ответ.

Поэма «Ус» получила не столь горячий отклик в среде литераторов, хотя была создан практически одновременно с поэмой «Марфа Посадница» и также говорит о революции, но в отличии о первой поэмы, «Ус» не призывает к борьбе, в нем погибает воин, торжествует знать, кроме того, большой акцент сделан на матери казака, которая ждет своего сына домой. Этот мотив найдет свое отражение в стихотворении «Молитва матери», написанном также в 1914 году. О поэме критики писали как о подражательном и даже надуманном произведении, в котором уже не чувствовалось народного, а звучала «подделка под народ», так скажет о поэме Н.Л. Янчевский, написавший отклик в журнал «Вестник шанявцев», 1918 г. Были и положительные отклики: Н. Клюев публикует в Вытегре в местной газете подборку стихотворений нескольких авторов, под общим заглавием «Поэты Великой Русской Революции». Открывала эту подборку поэма Есенина, которой Клюев дает такую характеристику: «Поэт-юноша. Вошел в русскую литературу, как равный великим художникам слова. Лучшие соки отдала Рязанская земля, чтобы родить певущий лик Есенина.

Огненная рука революции сплела ему венок славы, как своему певцу»[5].

Таким образом, мы можем отметить, что практически сразу после написания и публикации поэмы, литературоведы отмечали особый характер исторического мышления поэта. Л.Л. Бельская отметила, что молодым поэтом была «найдена точка пересечения прошлого и настоящего – перекличка двух эпох» и что «через народные песни и легенды происходило поэтическое самоопределение и выход Есенина на современность»[6].

Интересен также религиозный контекст произведений, и в первом, и во втором случае противостояние главного героя врагам осуществляется под покровительством Божиих сил, как Марфа получает письмо от Бога, так и Ус принимает на себя образ мученика и видится матери в облике Христа. Как Марфа Посадница должна святостью одолеть царя, который в сговоре с антихристом, так и молодой атаман Ус. Это отмечает в своих работах и О.Е. Воронова, она указывает на синтез «фольклорно-эпической и духовно-религиозной традиций», на попытку «создания своеобразного христианизированного эпоса, навеянного тремя значительными событиями национальной истории (нашествие Батыя, борьба новгородской вольницы с произволом московского царя, разинское восстание)»[7]. О.Е. Воронова обращает внимание на набожность казака, на религиозный подтекст борьбы с Московским произволом, даже гибель атамана, подчеркивает исследователь,  «изображается в поэме скорее как мученическая смерть подвижника за веру, чем геройская смерть воина на поле брани»[8]. Есенин не стремится к дословному описанию исторических событий, нет в поэмах развернутого, последовательного повествования, вероятно, наиболее важным для поэта был сам герой, а не события, участником которых он явился. Ведь если рассматривать Марфу Борецкую как реального человека, то поэту пришлось бы признать, что ее действия были направлены на разобщение Руси, тогда как царь Иван III стремился к объединению, об этом справедливо пишет в своей работе Е.И. Наумов.  Поэтому, минуя исторические эпизоды, поэт создает образы своих героев, воспринятые многими как воплощение «внутренней силы народной», как персонажа объединяющего и поднимающего на борьбу, что было необходимо в тот период.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в своих исторических поэмах 1914 года поэт выводит исключительных персонажей, которые только и могли быть в тяжелое для России время, выразителей народной воли и веры. Есенин переносит события давно прошедшие в день сегодняшний и отражает современность.

 


[1] Мануйлов В.А. О Сергее Есенине /  С.А. Есенин в воспоминаниях современников, М., «Художественная литература». С. 166.

[2] Прокушев Ю.Л. Дума о России: Избранное. М., 1988. С. 408.

[3] ПСС, т.2, М., «Наука»-«Голос», 1997. С. 280

[4] Львов-Рогачевский В. «Поэзия новой России: Поэты полей и городских окраин», М., 1919. С. 53-55

[5] Звезда Вытегры, 1919, № 62

[6] Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина. М., 1990. С. 23

[7] Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. Рязань, 2002. С. 68.

[8] Воронова О.Е. Казачья тема в творчестве Сергея Есенина // Евпатий Коловрат, № 8(29), 2000 С. 2

Ваш отзыв о музее

???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.form.remark???
Оцените работу музея
???site.interface.review.form.moderator???