Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Художественная есениниана в творчестве С.Ф. Якушевского, Н.М.Ромадина, А.А.Бичукова

Воронцов К.П.,

ведущий научный сотрудник

Государственного музея-заповедника С.А. Есенина

 

 

Есенинская поэзия всегда привлекала художников своей удивительной и неповторимой красотой, искренностью и нежными чувствами, которые звучали в стихах поэта как гимн природе и России.

Для некоторых художников творческая работа над есенинской темой представляла лишь эпизод, другие посвятили ей значительный период своей жизни, оставив заметный след в русском изобразительном искусстве.

В первых рядах замечательных художников, постигавших тайну есенинской поэзии, были рязанцы. Около сорока художников прикоснулись к есенинской теме. Одними из первых были Народные художники РФ Станислав Фаустинович Якушевский и Анатолий Михайлович Титов. В их творчестве есенинская тема была одной из главных.

Следом за первооткрывателями шла когорта художников, среди которых – заслуженный художник РФ Виктор Викторович Агеев, Леонид Гаврилович Виноградов, Владислав Антонович Шестаков, Анатолий Григорьевич Ларюнин, Владимир Михайлович Решедько и многие другие.

Среди скульпторов свою лепту внесли заслуженные художники РФ Алексей Сергеевич Анисимов, Борис Семенович Горбунов, Раиса Алексеевна Лысенина.

Формат статьи не позволяет рассказать о творческом вкладе каждого художника – это задача готовящегося каталога живописи и графики из фондов Государственного музея-заповедника С.А.Есенина.

В настоящее время мы кратко расскажем о художественной есениниане в творчестве Народных художников РФ С.Ф.Якушевского, Н.М.Ромадина и А.А.Бичукова, с которыми музей поэта на протяжении нескольких десятилетий поддерживал и поддерживает дружеские и творческие отношения.

Станислав Фаустинович Якушевский родился 4 июня 1922 года в Житомирской области в крестьянской семье. «Был я в семье самым младшим из пятерых детей, – рассказывает художник, – тянулся, естественно, к старшим, которые учились в школе. Учились они в десятках километров от родного села Марьяновки, там и жили. Когда возвращались на воскресенье домой – моей радости не было границ, я буквально обнюхивал их книжки и тетради. Но особый восторг вызывали рисунки лошадок, сделанные двоюродным братом. Любовь к рисованию оставалась всегда». Она через множество трудностей и привела Станислава Якушевского в Омское художественное училище. На пятом курсе учёбы началась Великая Отечественная война. Во время войны Якушевский работал на строительстве  электростанции. Он подавал в военкомат заявление с просьбой отправить его на фронт, но со стройки его не отпустили. Осенью 1943 г. он был принят в Академию художеств, находившуюся в эвакуации в Самарканде. С 1945 года С.Ф.Якушевский учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина – уже в Ленинграде. После окончания учёбы, в начале своего творческого пути, молодой художник попадает в Рязань. Здесь в 1950-е гг. только-только начала складываться профессиональная художественная среда, состоящая в основном из сверстников С.Ф.Якушевского. Станислав Якушевский с его упорством, настойчивостью в достижении цели сразу же занимает заметное место среди художников города, становится одним из первых участников республиканских художественных выставок.

Много сил С.Ф.Якушевский отдаёт пейзажу. Именно через пейзаж художник пришёл к есенинской теме, которая заняла в его творчестве центральное место. Начало было положено в 1959 г. картиной «Сергей Есенин». В это время заново открывали поэзию Есенина, по-новому осмысливали его жизненный путь. Особый интерес у поклонников поэта вызывала его родина – село Константиново, где в ту пору открылся есенинский музей. И как было рязанским художникам не откликнуться и не прикоснуться первыми к столь благодарной теме?!

Осуществляя давнюю мечту, Станислав Якушевский обращается к образу Сергея Есенина. Автор глубоко изучает творчество поэта, встречается с его сёстрами. И всё же картина родилась главным образом из личных переживаний художника, его впечатлений молодости. Этим определился выбор сюжета: юноша-поэт наедине с природой. По словам Якушевского, он избегал пользоваться фотографиями, чтобы забота о точности сходства не помешала ему создать свой образ Есенина. Он не писал и этюдов в Константинове, боясь излишней натурной конкретности.

«Первый раз я поехал в Константиново уже тогда, когда картина, в принципе, была закончена. И убедился, что поступил правильно». Искусствовед С.М.Степашкин отметил, что «картина “Сергей Есенин” явилась переходным этапом в творчестве художника. В ней образ юного поэта неотделим от русской природы, это было качественно новым явлением для творчества С.Ф.Якушевского. Как никогда раньше, художнику удалось соединить свой опыт работы над тематической картиной с навыками пейзажиста. Среди произведений есенинской темы эта картина занимает почётное место».

Начиная с 1965 года, Станислав Якушевский регулярно выезжает работать в село Константиново и за несколько лет создаёт серию пейзажных произведений «По есенинским местам». Эта серия вместе с аналогичной серией другого рязанского художника – Анатолия Михайловича Титова – стала основой для создания в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П.Пожалостина самостоятельного отдела «С.Есенин в произведениях изобразительного искусства». Станислав Фаустинович писал свои пейзажи на подъёме, с увлечением, свободно, виртуозно, храня в себе настрой светлой есенинской поэзии и удивительное, неповторимое очарование есенинских мест.

В середине семидесятых годов С.Ф.Якушевский создаёт новую серию пейзажных работ, названную поэтической строкой – «Сердцу милый край…» Это уже не конкретные, как раньше, есенинские места, а пейзажные мотивы, близкие поэзии С.А.Есенина[1]. Обе пейзажные серии, будучи соединены, дополнили и обогатили друг друга. Они были показаны на выставках в Рязани, селе Константинове, в Москве и, получив признание зрителей, вернулись в Государственный музей-заповедник С.А.Есенина.

Творчество Народного художника России, действительного члена Российской Академии художеств, скульптора Анатолия Андреевича Бичукова широко известно у нас в стране и далеко за её пределами. Каждый, кто бывал в Москве, знает созданные им памятники Сергею Есенину на Тверском бульваре и на Ваганьковском кладбище. Есенинские памятники А.А.Бичукова установлены в Сербии, Воронеже, Спас-Клепиках, Константинове.

Анатолий Андреевич вспоминает: «Отца я лишился в 13 лет, рос в шахтёрском городе Донецке, дед происходил из казаков. В двадцатые годы власти преследовали казаков, ссылая их на Соловки. Чтобы спасти семью, дед подался в Донбасс, “поднимать черную индустрию”. Отец, горный инженер, погиб в шахте в 1948 году. Гибель отца была страшным потрясением, уже тогда у меня появилось страстное желание увековечить его память. Так появилась композиция “Клятва”, которая на выставках юных художников заняла призовое место. И с тех пор идея создать памятник погибшим шахтёрам не отпускала меня – это моя боль, незаживающая рана. В 1999 году я принял участие в конкурсе на проект такого памятника на Украине, занял первое место, но из-за финансовых трудностей возведение памятника приостановили.

Мама преподавала литературу в школе, так же, как и её сестры, мои тёти. Всем им я очень благодарен за то, что они открыли мне всё богатство родной литературы, помогли полюбить русскую поэзию. Отсюда, с детства, возникла у меня любовь к Пушкину, Есенину, Блоку, которую я испытываю всю жизнь.

Пристрастие к рисованию определилось в раннем возрасте. Сколько себя помню, всё время рисовал, даже в школьных тетрадях и книгах.

Закончив Донецкое архитектурно-художественное училище, уехал работать в Москву. Было очень трудно, ни денег, ни жилья не было. Но меня всегда поддерживала любовь к искусству: я учился, ходил на выставки, а в 1955 году поступил в Суриковский институт и занимался у замечательного скульптора, выдающегося педагога Матвея Генриховича Манизера.

Моя есениниана началась с третьего курса, когда я выиграл маленький конкурс за настольную фигуру Сергея Есенина. Эту работу потом растиражировали. Дипломной скульптурой тоже был Есенин.

Портрет поэта был показан на выставке «Советская Россия» в 1967 году, после чего меня разу приняли в Союз художников».

В газете «Литературная Россия» появилась заметка об этой скульптуре: «Редко кто не задержится около мраморного изваяния Есенина, придя в эти дни в здание Манежа, на художественную выставку “Советская Россия”. Посетители осматривают скульптурный портрет Есенина с особой неистовостью, заговаривают о нём… Перед нами поэт в первую, свежую пору его жизни. Скульптор изваял Сергея Есенина молодого, полного нерастраченных сил.

Поэт, конечно, красив, но в юной его славянской красоте нет, как это бывало в иных портретах, ни байронической пышности, ни херувимского благолепия. Скульптор как бы почувствовал и воплотил народное представление о  Есенине.

В фигуре поэта, в очертаниях его головы читаешь и горделивое чувство собственного достоинства, и огромную нежность – черты, слагавшие характер Есенина»[2]

Лейтмотивом творчества Бичукова с юных лет стала поэзия Есенина. Строки из его стихотворения 1925 года словно определяют всю полноту чувств, переживаемых художником: «Принимаю – приди и явись, / Всё явись, в чём есть боль и отрада…» Ещё пронзительнее звучат слова другого стихотворения: «знать, у всех у нас такая участь, / И, пожалуй, всякого спроси – / Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живётся на Руси». Они служат нравственным камертоном, определяющим поэтику образного строя лучших скульптурных произведений, созданных Анатолием Бичуковым, которым  суждено войти в историю, в золотой фонд нашего искусства. Это прежде всего образ С.А.Есенина. Памятник поэту установлен в историческом центре столицы России, что само по себе символично. Есенин открыт зрителю, его фигура в полный рост представлена отнюдь не в величественной позе, он изображён в состоянии внутренней сосредоточенности, размышляющим  о родной земле, о своём народе, его нелёгкой доле, терпении и удали. Он далёк по внешней стати от многочисленных бронзовых «сородичей», удостоенных чести стоять на улицах и площадях российских городов. Есенин представлен художником живым человеком, а не статуей, личностью, внутренне мятущейся, борющейся и страдающей. В этом удивительном по психологии и драматургии памятнике отразилась вся пронзительность и нравственная чистота есенинской поэзии. Непринуждённость позы, подвижный силуэт, щемящая душу грусть, запечатлённая на его лице, вызывают у нас искреннее сопереживание, ассоциации с любимыми стихотворениями и поэмами Есенина.

Предоставим слово о скульпторе заслуженному художнику России Раисе Алексеевне Лысениной: «На мой взгляд, образ Есенина – один из самых трудных для воплощения в скульптуре, так как нежные и тонкие черты лица поэта больше напоминают златовласого Леля,  космическая бездонность его стихов порой не совмещается с голубоглазым, милым образом.

В творчестве А.А.Бичукова образ Есенина имеет огромное значение. Его произведения воплощают то самое неуловимое соединение красивого русского парня и невыразимой, глубокой и порой непостижимой любви к Родине.

Только в скульптурах Анатолия Андреевича перед нами – образ великого русского поэта, далёкий от шаблонов Есенина: шапка вьющихся волос и косоворотка. В произведениях Бичукова красивые черты Сергея Александровича не просто анатомически похожи, они не превращают образ поэта в фольклорного пастушка, перед нами – сама русская душа с безмерной любовью к многострадальной Родине. Пластика Бичукова наиболее точно выражает суть Есенина-поэта».

А.А.Бичуков рассказывает: «Создать обобщающий образ человека, жившего на стыке веков, очень трудно. Хотелось найти нетрадиционную композицию, которая бы выразила всё: и мощь его лирического дарования, и мятущуюся энергию души, и напряжение философского раздумья.

Из фотоматериалов квинтэссенцию не выжмешь. На фотографиях поэт везде настолько разный, противоречивый, всегда обязательно другой, что карточки скорее запутывали, чем помогали… Нужно прочувственно любить его поэзию. Я вновь и вновь обращался к его лирическим циклам, к “Анне Снегиной”. Я старался сделать его таким, каким видел внутренним взором. Есенин для меня сродни явлению природы. Именно в единстве с природой я его вижу.

Поэтому я не пошёл по пути академического возвеличивания Есенина, а представил его человеком, близким к нам, к тем, кто придёт поклониться своему любимцу. Поэтому и фигура поэта как бы опирается на дерево. Он и сам, как деревце, выросшее на щедрой почве народной поэзии и русской классики.

Памятник прекрасно вписался в зелень бульвара. Да и можно ли отделить от природы автора божественных строк, ей посвящённых, – «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Отговорила роща золотая…» или «Несказанное, синее, нежное…»

Николай Михайлович Ромадин, действительный член Академии художеств СССР, Народный художник СССР – истинный мастер лирического пейзажа

Н.М.Ромадина в селе Константинове любят и помнят не только как создателя полотен, посвящённых Есенину, но и как доброго человека и яркую личность. Сейчас невозможно представить художественную есениниану без Ромадина. Я часто открываю альбом, подаренный Николаем Михайловичем, с дарственной надписью: «На добрую память о дне воспоминания о Есенине и о нашей радости быть с ним мысленно. Н. Ромадин».

«… быть с ним мысленно». А ведь Ромадин среди великого множества художников, с которыми я познакомился, единственный, кто слышал, видел Есенина, кто аплодировал ему.

Разными путями происходило моё знакомство с художниками. В начале февраля 1972 г. в хранилище музея я работал с периодической печатью, посвящённой есенинскому юбилею, и мне попалась на глаза огоньковская репродукция с картины «В родных местах Есенина». Вот тогда впервые я узнал имя автора и запомнил его: Николай Ромадин.

За 12 лет, отпущенных нашим встречам, Ромадин четыре раза приезжал в Константиново, и каждый раз обижался, если, бывая в Москве, я не заезжал к нему на Верхнюю Масловку.

Несколько работ художника находятся в нашем музее – «Есенин с дедом у костра», «Есенинский сад», «К Есенину», «Весенний снег». В Русском музее Санкт-Петербурга экспонируется та самая картина «На родине Сергея Есенина», за которую Николай Михайлович получил Государственную премию.

Видимо, не случайна у Ромадина тема Есенина: его лирика многими сторонами близка творчеству художника. В то же время картины «Есенинский вечер» и другие заставляют в чём-то по-новому понять восприятие природы замечательным русским поэтом.

Прекрасно написал о Николае Ромадине Константин Паустовский: «Труд Ромадина – не только труд живописца, но и подлинного патриота. Его полотна – поэма о России. У Ромадина есть много общего с Есениным, и, подобно Есенину, он может с полным основанием сказать: “И буду славить я всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким Русь”»[3] (К.Паустовский, цитируя Есенина, подправил поэта, скорее всего, по памяти. – К. В.).

Ромадин не единственный, вместе с ним славят «шестую часть земли» и другие наши  замечательные художники. И, как любили говорить в старину, «честь им и слава» за то, что они показывают нам безмерную прелесть нашей земли – вплоть до стыдливой ромашки, до листопада в лесах, до бледного неба, глядящего в глубину ее чистых вод.

 


Примечания

[1] Ивин И. Картина рязанца Якушевского // Приокская правда. 1975. 30 марта. С. 4/

[2] Банников Н. Таким мы его видели // Литературная Россия. 1967. 13 октября/

[3] Земля родная. Пейзажи Ромадина [Текст К.Паустовского]. М., 1971

 
 
 

Ваш отзыв о музее

???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.form.remark???
Оцените работу музея
???site.interface.review.form.moderator???