Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Новые музейные программы и интерактивные формы работы Государственного музея-заповедника С.А. Есенина

Рамнёнак Н.В.,
зав. отделом научно-методической и
культурно-досуговой деятельности

 

Культурно-образовательная деятельность, как и музейная педагогика, является одним из приоритетных направлений нашего музея-заповедника. Цель - ввести музей в сферу жизненных интересов каждого жителя Рязанской области, научить воспринимать музей и как источник знаний, и как место активного отдыха и развлечений. Перед нами стоит задача не только передать информацию, содержащуюся в экспозиции, но и побудить долговременный интерес к предмету интерактивными средствами.

За период 2014 – 2019 годы были разработаны, апробированы, защищены на методических советах музейные занятия, конкурсно-игровые программы, квесты и мастер-классы. Не только дети, но и взрослые посетители музея проявляют большой интерес к работе мастеров и высказывают пожелания научиться творить своими руками. Своеобразным откликом на возросший интерес посетителей, в 2013 году сотрудниками музея-заповедника был разработан цикл музейных занятий «Рукам – работа, душе – праздник!» с целью их знакомства с традиционными ремёслами и промыслами Рязанского края. В ходе занятий гости музея познают технологию изготовления игрушек из глины и ткани, народной вышивки и ткачества, учатся понимать язык орнамента.

Тенденцией последнего времени стало увеличение сюжетов в информационных программах, тематических передачах, фильмах о прошлом страны, в частности, о героической победе в Великой Отечественной войне. Видимо появилась потребность, необходимость в передаче опыта поколению, которое не так много знает о героическом прошлом страны. Например, 22 июня 2013 года тележурналисты опрашивали молодых людей, многие не могли сказать, что в этот день произошло в середине прошлого века. Сегодня возрождение подлинного патриотизма становится особой заботой государства. Сотрудники Государственного музея-заповедника С.А. Есенина в ходе классической экскурсии обязательно касаются вопроса службы в армии С.А. Есенина, его участия в Первой мировой войне. В литературной экспозиции Государственного музея-заповедника представлены переписанные в тетради целые сборники Сергея Есенина и отдельные стихи, которые прошли со своими владельцами через огонь Великой Отечественной войны. Для семейного посетителя, молодых родителей с детьми, обращением к подлинному патриотизму стало занятие «Фронтовое письмо», разработанное и апробированное в 2017 году. В ходе занятия, в непринуждённой обстановке гости музея узнают об истории полевой почты в России, пишут письмо, обращенное к своему прадеду. Немного обидно бывает за то, что имя прадеда подрастающее поколение узнает от своих родителей именно во время занятия, да и чаще всего от бабушек. Способствуя сохранению семейной памяти в одном конкретном месте – Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина, мы вливаемся небольшим ручейком в общую Всероссийскую акцию «Бессмертный полк».

«Основы переплетного дела», занятие для детей старшего школьного возраста, разработанное в 2016 году, пользуется большим спросом в отделе музея-заповедника в г. Спас-Клепики. Это занятие – своеобразная реплика школьного занятия, проходившего в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе в начале XX века. Школьники узнают не только об истории возникновения в России переплётного ремесла, но и имеют возможность прикоснуться к частям переплетного станка из этой школы.

Реализацию широкого спектра досуговых программ мы связываем с открытием детского музейного центра, о котором уже давно мечтаем. Там будут расположены интерактивные мастерские и представлены народные промыслы и ремёсла. Декоративные деревянные расписные изделия, плетенные из лозы панно и корзины, тканевые куклы и вышитые картины, глиняная игрушка и тканые коврики заполнят экспозиционное пространство мастерских и создадут творческую атмосферу, которая благотворно влияет на посетителей. Здесь мастера гончарного и кузнечного дела, одетые в стилизованные костюмы обучат всех желающих азам ремесел.

В детском музейном центре будет все устроено так, чтобы дети получили возможность увидеть, услышать, пощупать, попробовать, а также совершать открытия и сделать что-нибудь своими руками. Например: по окончании урока в земской школе ребята смогут не только узнать о строении русской избы, но и попробовать кашу из одного горшка и почувствовать себя «однокашниками». На сельском подворье подоить «корову» или «козу», нарубить сечкой капусту и яблоки для «свинки». А может быть, при «свете керосиновой лампы», вслух почитать любимую книгу Сережи Есенина. В этом случае музей предстает с совершенно новой стороны – становится для детей Волшебной страной, каждая встреча с которой – Праздник и желание прочитать эту Сказку, встретиться с её героями еще раз. Для развития этого направления упор делается на создание «особой психологической атмосферы, которая не оставляет посетителя сторонним наблюдателем, а способствует ее активному познанию, сопереживанию».

Таким образом, современные тенденции характеризуют музейный программы как явление развивающиеся. Так же повышается роль музея в формировании новых музейных занятий, что расширяет детскую музейную аудиторию.

Ваш отзыв о музее

???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.form.remark???
Оцените работу музея
???site.interface.review.form.moderator???