Фольклорный театр в музее
Рамнёнак Н.В.,
зав. отделом НМКДД
Государственного
музея-заповедника С.А. Есенина
«Как сказочную птицу, часто маленькую и незлатопёрую, но очень живую и очень важную, как сокровенное и потаённое, держим мы в уголке сердца нашего то, что дорого всем и каждому – народную культуру. Некрикливая и негламурная, но милая своими песнями и танцами, искусством ремесла и поэзией слова, а ещё мудростью и смекалкой, облечёнными мастерами в пословицы, загадки и былички, она помогает нам сохранить свою самобытность, лицо и душу, чувствовать себя народом и страной, радоваться жизни и преодолевать трудности». (Народное творчество № 7/2016. С.1).
Специфические признаки народной культуры, традиционного искусства: синкретизм, импровизационность, вербальность, каноничность сохраняет фольклорный театр – явление яркое и самобытное. Как театр оно сформировалось не сразу. Сначала это были небольшие сценки, игрища, сатирические постановки и обряды, связанные с земледельческим календарём; фольклор речевых ситуаций с диалогами, дразнилками и скороговорками; ряженья, которые разыгрывались в основном в деревне, в праздники, в святочные дни.
Понятием фольклорный театр определяют «… вид публичных «простонародных» действ – таких, как разыгрывание драм народными исполнителями, кукольные и раёшные представления, приговоры балаганных дедов». (В.Г. Пушкарёв. Фольклорный театр как особая зрелищная форма в культуре России. С.1.)
Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликался на злобу дня, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем. «Фольклорный театр в широком смысле слова непрофессионален однако, в истории его формирования определенную роль сыграли скоморохи — древнерусские народные актеры-профессионалы. На Руси существовали оседлые, походные и странствующие скоморохи. Оседлые — жили в селах и городах, где были заметными фигурами на обрядовых игрищах и праздниках благодаря искусству игры на музыкальных инструментах, пения и пляски. Походные скоморохи обычно выступали в дни народных увеселений. С ними связывают такие виды народного театра, как медвежья потеха и Петрушка.» (Фольклорный театр., Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А. Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. - М.: Современник, 1988.)
Наряду с понятием «фольклорный театр» в литературе часто встречается и даже преобладает термин «народный театр». «Народным театром и в прошлом, и в наши дни называют не только специфический по условиям возникновения, бытования и репертуару фольклорный театр. Известно, что в пореформенной России, а особенно в конце XIX — начале ХХ века, повсеместно возникали любительские театральные труппы рабочих, солдат, крестьян. Грамотные представители народа приобщались к классической драматургии, ставили Островского, Чехова, Шиллера. Существовали в эти годы любительские коллективы и в среде интеллигенции и даже профессиональные коллективы такого же просветительского характера. И те и другие назывались «театрами для народа» или народными театрами». (Фольклорный театр., Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А. Ф. Некрыловой, Н. И. Савушкиной. - М.: Современник, 1988. )
Большой размах театральная самодеятельность получила в 1920—1930-е годы, когда в деревнях и поселках, при клубах и избах-читальнях возникали драматические кружки. Так и у нас в Константинове был создан первый народный театр. Руководил театром местный житель, актер Гришин-Райский, одноклассник Сергея Есенина. Формируясь и преобразовываясь, меняя формы и виды «Константиновский народный театр» живет и по сей день.
Мой путь в театр начался в 1992 году, когда я получила приглашение стать руководителем детского фольклорного коллектива «Звонница». Так появилось интересное дело, где мы все вместе придумывали – декорации, подбирали тексты, учили рязанские обрядовые песни. Работа находилась всем и детям и их родителям. Наш коллектив, как и сам фольклорный театр, формировался не сразу. Сначала ставили сценки, игрища, сатирические постановки, обряды, связанные с земледелием и бытовым календарем. Были поставлены интересные спектакли с традиционными свадебными диалогами, детскими дразнилками. Так появились спектакли «Свадьба понарошку», «Как на масленой неделе», «Забежала Коляда на село». В святочном спектакле была представлена народная драма – Кудеса («кудесы» - от слова «чудеса»), являвшее собой игру в покойника. Его вносили в дом. Потом он оживал, убегал. В святочные дни это действо направлено на то, чтобы дом, семья имели благополучие.
В 1998 году детский фольклорно-этнографический театр «Звонница» защитил почетное звание «Народный любительский коллектив Рязанской области».
Вместе с его участниками он взрослел и развивался. В репертуаре появилось представление с Петрушкой, с которым происходили курьезные случаи.
Идут годы - меняется поколение участников. Выпускники «Звонницы» становятся специалистами в сфере культуры различных направлений: хореографического, хорового народного пения, эстрадного пения. Все они разные, но во многом от фольклорного театра далеки, поскольку в своем творчестве близки либо к академическому искусству, либо готовят музыкальные программы на фольклорном материале. И мы задумались – может быть фольклорный театр устарел? Может ли фольклорный театр устареть? Ответ дала сама жизнь.
В 2011 в Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина была систематизирована работа по сохранению праздничной традиционной культуры Рязанского края, села Константинова. Так сложился творческий проект «Константиново тех давних лет».
В содержании цикла - праздники народного календаря (Масленица, Пасха, Красная Горка, Троица, Филипповки, Рождество - Святки). Они знакомят с историей, содержанием, обрядами и обычаями Рязанского края. Концепция основывается на предметном характере деятельности и её значении в традиционной праздничной культуре Рязанского края. Личное участие в освоении наследия вытекает из самой природы механизма передачи традиций и заключается не только в освоении содержания, смыслов народной культуры, но и в освоении средств их выражения (ремесло, игра, устное народное творчество, ряжение, «раёшные» представления, балаган Петрушки) в традиционных для народной культуры формах. Ощутить себя в потоке времени, осознать свою связь с прошлым, настоящим и будущим, осознать себя продолжателем традиций предков в моделируемой ситуации вновь дает возможность фольклорный театр. Толчком к возрождению «Звонницы» становятся его повзрослевшие участники, выпускники рязанского государственного университета им. Есенина, коренные жители села Константинова. Им с детства близка озорная частушка, местные колядки – таусеньки, масленичные озорные катания.
Решили начать с восстановления небольших фрагментов спектаклей «Троица в Константинове» и «Забежала Коляда на село». Теперь нашей сценой становится сама музейная среда, музейные экспозиции. Мощно, по-иному, по-настоящему зазвучал Константиновский «Таусень» в усадьбе родителей С.А. Есенина и обряд прихода бабки Коляды. Удивило нас и то, с какой отзывчивостью к нам отнеслись местные жители. При входе в дом нас встретила смотритель в традиционном платке и тулупе. Перед началом представления мы попросили её только вынести нам традиционное угощение, боясь лишний раз побеспокоить. Но, в момент действия немного оторопели, увидев её наряд. Позже, она пояснила нам: «Как же я в простом - то, неправильно это, не по-настоящему. Достала дома то что было и прибежала. Праздник ведь…». Осмелев, мы решили пройти и по селу. В одном из домов нас встретила местная песенница Анна Константиновна Ерёмина. Услышав нас, она тоже запела. И слова вроде те и движения. А нет, не так… достали наши девчонки быстро свои чудо-телефоны. Благо техника современная на высоте. Теперь есть в музее запись Константиновского Таусеня с приговорками и комментариями.
Мы считаем, что нашему фольклорному театру повезло. Он «поселился» в музее, основой деятельности которого является сохранение нематериального культурного наследия Великого русского поэта С.А. Есенина т в том числе его Родины, села Константинова. Это та самая среда, в которой театральное действо естественно, востребовано, сохранено. Обидно, когда некоторые молодые ученые предлагают отказаться от традиционных героев, говоря, что нам не нужны скоморохи, не нужны красные рубахи. А иногда просто открыто унижают специалистов-музейщиков говоря: «Ты что? Все еще в сарафане ходишь?»…Ждут что-то современное и европейское. Забывая, что все фольклорные образы несут русские национальные черты и менталитет, даже если это антигерои. И Скомороха или Петрушку никогда не заменит, скажем итальянский Пульчинелло. С Петрушкой в Константинове можно познакомиться в дни празднования Масленицы. Как правило, праздник собирает около 3000 гостей и проводится по старинным уличным правилам. Герои представления - Деды-зазывалы балаганные, Старуха, Лекарь и конечно, Петрушка. Перчаточную куклу мы сделали, как и положено, сами. Это ловкий весельчак, никого не боится, кривляка – пересмешник, с очень длинным ртом и в красной рубахе. В ходе своих похождений дерется и дразнится (избивает палкой всех подряд, часто ни за что, как например, старуху, немца, арапа). Гостям почтительно представляется: «Петр Петрович Уксусов!», а голос его тонок. Для того, чтобы интонация получилась достоверная сделали пищик, правда четко говорить с его помощью еще не научились. А слова «Здравствуйте», «Петруша», «Тра-та-та» - стали нашей победой. В спектакле балагана Петрушки несколько обязательных сюжетов – лечение Петрушки, женитьба, покупка и испытание лошади. Интересно, что раньше в момент представления «где присутствовали очень откровенные сцены, а по-русски безнравственные моменты. Например, когда ему приводили невесту, и он просил её «без свадьбы ему подчиниться» и «пожертвовать собою» на этой сцене мамаши с детьми ругаясь, удалялись» (Искусство достойное сохранения// Народное творчество № 1, 2015., С 3) Сейчас же смотрят до конца. Понимая, что фольклорный театр должен быть актуален, развиваться в соответствии со вкусами и запросами общества мы внесли в репертуар детские познавательные миниатюры «Гордыня и глупость на одном дереве растут», «Пасхальный теремок». Так как наши представления обязаны выполнять социальные функции – культурно-художественную, образовательную, воспитательную. Должны вызывать интерес у современника. И в репертуаре театра появляется миниатюра – «По улице коня водили…». Форма представления – в виде череды бесконечных сюжетов, как и во всем фольклорном, как в лубке, предполагает приход-уход зрителей в любой момент (это очень удобно при работе с заказными группами). Действие можно разыграть на площади в толпе, в избе, на усадьбе Л.И. Кашиной.
Молодые актеры «Звонницы» стремятся обменяться опытом с коллегами-музейщиками, с теми людьми, которые внедряют в деятельность своих учреждений интересную форму – театрализованную экскурсию. Так мы побывали в музее-заповеднике Ф.И. Тютчева в Овстуге, встречались с коллегами в музее-заповеднике «Александровская слобода», в музее купеческого быта поселка Епифань и др. Такие творческие командировки дают возможность не только наблюдать и сохранять живое искусство фольклорного театра, но и дают стимул к развитию. Актеры общаются, изучают, смотрят театрализованные экскурсии, у них рождаются новые мысли. Так был создан новый спектакль «Ожившие воспоминания», на который мы приглашаем всех желающих в «Дом с мезонином». Экономка познакомит Вас с хозяевами и гостями дома, болтливая кухарка расскажет последние деревенские сплетни, горничная покажет семейные фотографии. В дни праздника этот дом посещают рязанские поэты, члены Союза писателей России, как правило, на веранде их встречает сама хозяйка – Лидия Ивановна Кашина. В ходе спектакля посетители знакомятся с самим домом и его обитателями - главными и второстепенными прототипами героев поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина».
Так что, история нашего, теперь уже музейного театра тоже меняется, как и история существования и формы самого фольклорного театра. Конечно, современные тенденции оказывают на него влияние, но важно то, что он существует. А фольклорный театр в целом, как и фольклорное движение в России может быть ярче, интереснее, иметь более широкое распространение и выполнять в полной мере свою художественную и социальную функции, воспитывая народ. Это уникальное и самобытное искусство, очень красивое и достойное сохранения.