Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Экспозиции Государственного музея-заповедника С.А. Есенина

Титова У.А.

 

Усадьба родителей С.А. Есенина

В центре села Константинова напротив церкви Казанской иконы Божией Матери расположена усадьба Есениных. Здесь в 1871 году дед поэта Никита Осипович Есенин построил дом, где 21 сентября (3 октября – по новому стилю) 1895 года родился Сергей Александрович Есенин. Со временем обветшавший дедовский дом снесли, и на его месте в 1909 году был выстроен новый, меньших размеров. Именно с ним ассоциируется есенинский поэтический образ «золотой бревенчатой избы». В 1965 году в этой простой деревенской избе был открыт музей знаменитого русского поэта. Мемориальная усадьба Есениных – сердце музея-заповедника, святое место для всех ценителей поэтического творчества. Здесь Сергей Есенин родился, рос в атмосфере народной поэзии, слушал задушевные русские песни из уст матери, задорные частушки, сложенные отцом. Здесь же он начинал постигать жизнь, впитывать глубокую, народную мудрость, осознавать себя сыном многомиллионной крестьянской России.

Экспозиция дома переносит нас в 1920-е годы, когда, уже будучи прославленным на всю Россию поэтом Сергей Есенин приезжал в родительский дом, чтобы отдохнуть здесь. В доме все так же, как было при жизни Есенина. Мать и сестры поэта сохранили чудом уцелевшую от случившегося в 1922 году пожара обстановку. Здесь особая атмосфера тишины, покоя, умиротворенности. Кажется, наше бурное, торопливое время повернулось вспять и дало нам возможность заглянуть в прошлое.

В тёплую часть дома ведут просторные сени, где среди крестьянской утвари и орудий труда выделяется серп Татьяны Фёдоровны Есениной, матери поэта, и коса, которой «выводил по долам травяные строки» Сергей Есенин.

Войдя в жилую часть дома,  нельзя не обратить внимания на небольшую кухню с белоснежной русской печью и предметами домашнего обихода. На столе красуется  ведёрный  самовар – свидетель многих чаепитий в семье Есениных. Напротив кухни – прихожая с печью-голландкой. На деревянной кровати у жарко натопленной печи спал поэт, когда приезжал в родительский дом в холодное время года.

Самая большая и светлая комната – горница. В красном углу – иконы, принадлежавшие Татьяне Фёдоровне. На стене рядом с печью - семейные фотографии и похвальный лист Сергея, полученный им при окончании земской школы. Так же отсчитывают время «часы деревянные», будто ждёт поэта дубовый стол с керосиновой лампой под зелёным абажуром, при свете которой часто работал Сергей Есенин. В комнате Татьяны Федоровны стоит старая деревянная кровать, покрытая пестрым лоскутным одеялом. Над кроватью весит ее одежда: кофта, юбка, шуба, покрытая сукном, которую поэт прославил в своих строках под названием «шушун».

Сразу за домом начинается сад. С левой стороны вдоль плетня распушились вишни. В глубине сада - избушка под соломенный крышей, в которой после пожара 1922 года вынуждены были ютиться Есенины. Рядом – яблоня, чудом уцелевшая от огня. Неподалёку от времянки – амбар, построенный ещё в 1913 году. Это единственное строение на усадьбе, сохранившееся со времен Есенина. В летние приезды поэта он превращался в его спальню и рабочий кабинет. В самом конце усадьбы – восстановленная рига.

В 1970 году рядом с усадьбой Есениных был разбит парк, где посажены деревья, дорогие сердцу поэта  и воспетые им в стихах: берёзы, клёны, сирень, липы, рябины… 4 октября 2007 года в парке был установлен бронзовый памятник Сергею Есенину работы скульптора народного художника России А.А. Бичукова.

 

Музей поэмы «Анна Снегина» (усадебный дом Л.И. Кашиной)

Рядом с церковью Казанской иконы Божией Матери располагается усадьба последней Константиновской помещицы Лидии Ивановны Кашиной. С хозяйкой усадьбы Сергей Есенин познакомился впервые летом 1916 года. В это время он был уже автором своего первого поэтического сборника «Радуница». Лидия Кашина стала одним из прототипов главной героини поэмы «Анна Снегина». В доме Кашиной Сергей Есенин бывал не раз, поскольку с хозяйкой его связывали дружеские отношения. Усадебный дом с парком и частью лугов достались Лидии Ивановне по наследству от отца И.П. Кулакова. По воспоминаниям сына Л.И. Кашиной, Георгия Николаевича, усадьба занимала примерно 12 десятин. Вся территория была огорожена высоким бревенчатым забором, который с одной стороны примыкал к усадьбе Минакова, а с другой - вплотную подходил к церковной ограде. Вдоль забора росли деревья. Въездов в усадьбу было три. Парадный въезд и въезд в хозяйственную зону усадьбы располагались со стороны села. Третий въезд был от Оки, с дороги, которая вела к перевозу.

После революции загородный дом Кашиной использовали под нужды села, а в октябре 1969 года в нём была открыта литературная экспозиция.К столетию со дня рождения Сергея Александровича Есенина в доме Лидии Ивановны Кашиной открылся музей поэмы «Анна Снегина», один из немногих в мире, посвященных литературному произведению и его героям. Уютная обстановка дома, воссозданная в 1995 году переносит нас в то время, когда в нем бывал поэт.

Музейные экспозиции занимают первый этаж «дома с мезонином». Экспонаты рассказывают нам о жизни семьи Кашиной, её гостях, односельчанах поэта. Рукописи, фотографии, предметы быта помогают провести параллели между обитателями дома и героями поэмы, рассказывают о жизни константиновцев в годы революции. Среди экспонатов - мемориальный рояль Лидии Ивановны, её миниатюрный комод, шкатулка и другие предметы. Автографы поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина» сопровождают посетителей музея почти в каждом зале. По ним можно проследить отношение поэта к Первой мировой войне и революции, настроение жителей села в «суровые, грозные годы», взаимоотношения героев. В экспозиции представлен первый сборник стихов Сергея Есенина «Радуница», личные вещи поэта: чернильница, пресс-папье, пепельница, обложка блокнота и др.

В мезонине дома Л.И. Кашиной размещаются временные выставки из фондов музея, в частности, выставка «Есенинские раритеты», которая представляет коллекцию предметов, хранящихся в фондах музея: принадлежавшая С.Есенину одежда и сувениры, привезенные им из других городов и стран, вещи Т.Ф. Есениной и константиновской помещицы Л.Кашиной. Особый интерес вызывают публикации сборников стихов на разных языках мира, а также книги, переданные в музей космонавтами, известными поэтами, писателями, подарки музею, врученные  известными людьми. На выставке можно услышать фонографическую запись голоса С.А. Есенина, читающего отрывок из поэмы «Пугачев».

В цокольном этаже дома в 2012 году открыта экспозиция «Времен связующая нить», рассказывающая о домашнем, бытовом мире помещицы. Вся хозяйственная жизнь дома была сосредоточена в полуподвальном этаже. Одним из притягательных мест являлась кухня, центральное место в которой занимала варочная печь. Набор кухонной мебели был типичным: шкаф «монашка», горка, посудные полки, разделочный и обеденный столы, скамейки, настенные часы, являвшиеся обязательным атрибутом. Кладовая комната служила местом хранения различных предметов. Хозяева дома путешествовали не только из Москвы в Константиново, но и в Гурзуф, и были за границей, поэтому здесь представлены разнообразные дорожные вещи, среди которых – плетеные сундуки, принадлежавшие Л.И. Кашиной.

 

Литературная экспозиция

В Научно-культурном центре расположена литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве С.А. Есенина. Здесь собраны многочисленные предметы жизни и быта поэта, наиболее точно передающие эпоху и время, когда творил Есенин. Большая часть экспонатов относится к тому периоду жизни Сергея Есенина, когда, покинув родное село, он уехал в Москву. В Москве Есенин сменил несколько мест работы, начиная с мясной лавки у замоскворецкого купца Крылова, где в то время работал отец поэта, и заканчивая типографией Товарищества И.Д. Сытина – одной из крупнейших в то время. Работая в последней, Есенин посещает факультет истории и философии Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского. Вскоре он становится членом Суриковского литературно-музыкального кружка. Есенин активно участвует и в общественной жизни: распространяет листовки, ведет агитацию среди типографских рабочих, на сходках читает свои стихи.

Есенин мечтает, чтобы его стихотворения публиковались. И вот, в первом номере детского журнала «Мирок» за 1914 год, под псевдонимом «Аристон», увидела свет первая публикация поэта – стихотворение «Береза». Есенин искал свой язык, свою тему, которая уже в начале творческого пути была тесно связана с родной землей, заботами и тревогами крестьянина.

Смелая записка Есенина к А. Блоку с просьбой принять начинающего рязанского стихотворца, его первые встречи со знаменитым поэтом, который высоко оценил есенинские стихи, рекомендательные письма Блока к литератору М. Мурашову, поэту С. Городецкому – обо всем этом рассказывает раздел экспозиции, посвященный петроградскому периоду жизни Сергея Есенина.

В фондах музея хранятся уникальные экспонаты: авторский экземпляр первой поэтической книги Есенина «Радуница» с дарственной надписью поэта своему первому наставнику: «Доброму старому учителю Евгению Михайловичу Хитрову, от благодарного ученика, автора этой книги». На долю «Радуницы» выпал большой успех. С этого момента имя поэта становится известным уже всей литературной общественности России.

В начале 1919 года Есенин объединяется с группой поэтов-имажинистов, но вскоре поймет, что ему с ними не по пути. Именно в этот период Есенин создает поэму «Пугачев», которая отражает собственные представления поэта о роли художественного образа, но при этом в значительной степени противоречит литературным принципам имажинистов.

Отдельная страница литературной экспозиции музея – встреча Есенина с известной американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая приехала в Москву весной 1921 года по приглашению первого наркома просвещения А. Луначарского. В мае 1922 года Есенин с Дункан, ставшей его женой, отправляются в заграничную поездку по Европе и Северной Америке. Ожидания поэта не оправдались – Запад его разочаровал, в том числе в отношении к искусству, к поэзии. «Теперь, отсюда, я вижу: Боже мой, до чего же прекрасна и богата Россия в этом смысле», - напишет он поэту Александру Кусикову в Россию.

В августе 1923 года Есенин возвращается из-за границы, а осенью 1924 года, по приглашению Петра Ивановича Чагина, уезжает на Кавказ. Этот плодотворный период его творчества не зря называют есенинской «болдинской осенью»: там поэт создал многие из своих лучших произведений: «Русь советскую», «Письмо к женщине», «Балладу о 26», «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина».

Вернулся с Кавказа Есенин одухотворенным, с большими планами по созданию своего журнала. Одновременно заключил договор с Госиздатом на издание собрания сочинений в трех томах. Но этим планам не дано было свершиться. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года трагически оборвалась жизнь поэта. Одним из уникальных экспонатов экспозиции музея является посмертная маска С.А. Есенина, выполненная И. Златоревским.

В литературном музее нашли свое отражение жизнь и творческая судьба Сергея Есенина, эпоха «вздыбленной Руси», свидетелем и участником которой был поэт. Здесь представлены уникальные экспонаты: рукописи, документы, личные вещи, прижизненные издания Есенина и его современников.

 

Дом священника И.Я. Смирнова

Рядом с церковью – дом священника Иоанна Смирнова, уважаемого односельчанами пастыря. Мать поэта, Татьяна Федоровна Есенина, сказала о нем: «Был в селе один праведный человек – отец Иван». Жителям с. Константинова их пастырь запомнился своим милосердным отношением к нуждающимся, житейской мудростью, благочестием, заботой о местном храме. На его личные средства был пополнен иконостас. Много лет отец Иоанн преподавал Закон Божий в Константиновской земской школе. За успешную деятельность был награжден орденом святой Анны III степени, медалью «В память царствования Александра III 1884-1891» и от Святейшего Синода наперсным крестом и камилавкой.

В доме священника И.Я. Смирнова в годы детства и отрочества Есенин бывал постоянно. В начале ХХ века этот дом был культурным центром Константинова – в нем собиралось окрестное духовенство, сельская интеллигенция, учащаяся молодёжь. Здесь Сергей Есенин познакомился с юношами и девушками, родственниками и знакомыми отца Иоанна. Особенно сдружился он с Николаем и Анной Сардановскими и Марией Бальзамовой. Именно отец Иоанн одним из первых отметил талант юноши, рекомендовав Сергею поступить в Спас-Клепиковскую учительскую школу. До конца дней священник хранил в дневнике переписанные собственноручно стихи своего любимого воспитанника Сергея Есенина, которого он по праву считал своим духовным сыном.

Душой компании, человеком, вокруг которого собиралась молодежь, была дочь отца Иоанна – Капитолина, воспитывавшая двоюродного племянника – Клавдия Воронцова, товарища детства и отрочества С. Есенина.

Она же устраивала и молодежные вечера, всегда проходившие очень разнообразно и насыщенно. Ребята играли на музыкальных инструментах, чаще всего звучала гитара и скрипка, девушки с удовольствием пели романсы и народные песни – такие, как «Вечерний звон», «Дремлют плакучие ивы», «Вниз по матушке, по Волге», «Уж ты, сад, ты, мой сад». Не случайно Есенин дарит Н. Сардановскому ноты романса «Ночь». Среди увлечений  особое место занимали книги, часто в письмах можно встретить рассуждения по поводу последних прочитанных произведений и советы, что следовало прочитать. В письме 1912 года Есенин пишет М. Бальзамовой о повести Н. Помяловского «Молотов». Из воспоминаний Н. Сардановского можно узнать о беседе друзей, касающейся повести А. Куприна «Суламифь», о чтении ими наизусть стихотворений М. Лермонтова и А. Пушкина. Другие друзья поэта вспоминали также, что практически всегда Есенин ходил с книгой за поясом, вероятнее всего большинство из них он брал в обширной библиотеке, принадлежавшей священнику Смирнову. Популярностью пользовались произведения Чехова, Мамина-Сибиряка, Лескова, стихи Надсона, Полонского, исторические романы Данилевского, Засодимского.

С удовольствием в доме священника И.Я. Смирнова ставили домашние спектакли, за основу брали произведения Пушкина, например, «Бориса Годунова» и небольшие произведения, публиковавшиеся в периодических изданиях.

Много смеха и шуток вызывали разгадывания шарад, игра в буриме, карты, лото и своеобразные поэтические состязания. Возможно, с них начинается поэтический путь С.Есенина. Именно друзьям юности он читал стихотворения, которые планировал включить в свой первый рукописный (не опубликованный при его жизни) сборник «Больные думы». Несколько первых напечатанных стихотворений поэт посвятил близким друзьям – Марии Бальзамовой, Анне и Николаю  Сардановским.

Автографы ранних стихотворений поэта, его первые журнальные публикации, поздравительная открытка, которую в 1913 году юный Есенин отправил «дорогому батюшке» из Москвы, - всё это теперь можно увидеть в реконструированном доме священника И.Я. Смирнова в экспозиции «Поэт и Пастырь», открытой к 115-й годовщине со дня рождения С.А. Есенина в 2010 году.

 

Константиновская земская школа

В центре села располагается Константиновская земская школа, история которой начинается в 1869 году, когда крестьяне и местный помещик Куприянов подают прошение об открытии школы, а сельское общество жертвует 60 рублей для этой цели. Разрешение было получено, и в ноябре начались занятия. Проходили они в помещении, которое предоставил Куприянов на своей усадьбе. Первоначально в школе обучалось 60 детей. Через несколько лет многие крестьянские семьи увидели большую пользу от учебы своих детей, и количество детей увеличилось, но неприспособленное помещение не давало возможности принять всех желающих. И тогда, в 1884 году, в центре села напротив Казанской церкви было построено специальное школьное здание, в котором было 2 класса для занятий и здесь же квартира для учителей. Это было очень большое и важное событие для села, о котором долго еще помнили местные жители. Теперь Константиново нельзя было представить без мальчиков и девочек, бегущих в школу, без звонкого колокольчика, знаменовавшего начало и конец уроков. У детей появились новые интересы, занятия, игры. Успешно учился в земской школе и отец будущего поэта А.Н. Есенин.

К этому времени имение в селе Константинове покупает Иван Петрович Кулаков, он и становится попечителем школы. Было принято решение построить новую школу, и в течение лета 1898 года на прежнем месте было возведено новое школьное здание, рассчитанное на 120 учеников. В одной классной комнате занимались ученики первого и третьего отделений (так назывались классы). В другой - дети второго и четвертого отделений. Классные комнаты разделялись большим коридором, где находились вешалки для одежды и стоял бачок с питьевой водой. В классах были деревянные парты, на стенах висели карты Российской империи, портреты писателей. В большой комнате в углу находилась высокая икона Иисуса Христа. Здесь собирались до уроков ученики и учителя для чтения молитвы. Две квартиры для учителей находились в том же здании.

Большую роль в жизни школы играл попечитель: он заведовал хозяйством и несколько раз в год отчитывался перед крестьянами об использовании средств, при необходимости вкладывал в развитие школы свои деньги. Например, в музее сохранились настенные часы, подаренные школе в Константинове попечителем Иваном Петровичем Кулаковым. Кроме того, он следил за моральным состоянием дел в школе и при выявлении крамольной деятельности учителя сообщал в земскую управу. Школа, построенная Иваном Петровичем Кулаковым, просуществовала до 1952 года. Затем, по решению правления колхоза, была разобрана на хозяйственные нужды. Современное строение, где сейчас разместилась экспозиция Константиновского земского училища, было восстановлено в 1995 году и является частью музейного комплекса. Экспозиция земской школы рассказывает посетителю музея не только об учебе в этой школе Сергея Есенина, но и о земских школах Рязанской губернии.

15 сентября 1904 года в девятилетнем возрасте Сергей Есенин переступает порог начальной школы. В этот день 38 мальчиков и девочек стали учениками первого отделения. В школах такого типа преподавали чтение русское, чтение церковно-славянское, письмо русское, письмо церковно-славянское, грамматику, арифметику, Закон Божий, географию, историю. Продолжительность учебного года не была большая, что было связано с циклом сельскохозяйственных работ, в которых дети помогали взрослым. Не учились и в дни больших православных праздников, дни рождения членов императорской семьи. Кроме летних, были пасхальные и рождественские каникулы.

В последние учебные годы в Константиновской земской школе учителями Есенина были Иван Матвеевич и Лидия Ивановна Власовы, которые, не считаясь со временем, уделяли много внимания своим ученикам. В 1909 году Сергей Есенин заканчивает земскую школу с отличными отметками и похвальным листом и по совету священника И.Я. Смирнова поступает в Спас-Клепиковскую второклассную школу.

 

Спас-Клепиковская второклассная учительская школа

Около трех лет провел Сергей Есенин в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. О его жизни в эти годы долгое время было известно очень немного. Между тем очевидно, что именно здесь начал он свое сознательное творчество, мечтая «всю душу выплеснуть в слова». Интерес и любовь воспитанников к литературе всячески поощрял и развивал школьный учитель словесности Евгений Михайлович Хитров. Это был человек талантливый, ищущий, беспокойный. Первое стихотворение Есенина, которое обратило на себя внимание учителя, - стихотворение «Звезды». Хитров вспоминал: «Это произведение поразило меня. Помню, что я как-то заторопился, чего-то как будто испугался». В этом, написанном под влиянием Лермонтова, еще не совершенном стихотворении, юный поэт размышлял о вечных тайнах мироздания. Школьный учитель Есенина был прав, «Звезды» подкупали душевной чистотой, поэтичностью. Потом стало ясно, что «голубоглазый, подвижный, как ртуть, весельчак Есенин не просто сочиняет стихи, а обладает незаурядным поэтическим дарованием», - расскажет об этом позднее другой учитель школы Дмитрий Алексеевич Гусев.

В клепиковские годы Есенин написал много лирических стихотворений и первый цикл стихов «Больные думы». Часть произведений начинающего поэта тех лет, к сожалению, не дошла до нас. Некоторые, очевидно, были переработаны, а другие - уничтожены совсем. Конечно, самобытный талант Есенина в ту пору только набирал свой разбег, и не все произведения, написанные им в тот период, были художественно совершенны и самостоятельны.

В 1985 году, к 90-летию со дня рождения С.А. Есенина, в сохранившемся здании Спас-Клепиковской второклассной учительской школы состоялось открытие еще одной музейной экспозиции – был восстановлен класс, в котором учился Есенин, и реконструирована квартира учителя словесности Е.М. Хитрова. В остальных комнатах разместилась литературно-мемориальная экспозиция, посвященная не только началу творческого пути великого поэта, но и быту клепиковцев конца XIX – начала XX века.

Рядом со Спас-Клепиковской второклассной учительской школой восстановлена на своем историческом месте школа грамоты. Создание в ней в ближайшее время экспозиции – большой шаг в развитии музея-заповедника, она станет этапом восстановления исторической части Спас-Клепиков. У посетителей появится возможность увидеть С.А. Есенина не только как ученика, но и как преподавателя, ведь, по воспоминаниям однокашников, он проходил учительскую практику именно в этой школе.

Ваш отзыв о музее

???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.form.remark???
Оцените работу музея
???site.interface.review.form.moderator???