Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Образование получил в учительской школе

Зотова Т.Я.

 

История народного образования в Рязанском крае начинается в XVIII в. Именно в это время, в 1722 г. в Переяславле-Залесском была открыта первая арифметическая или цифровая школа. Во второй половине XVIII века в Рязанской губернии, образованной в 1778 г., начали открываться народные училища. Количество учащихся, охваченных ими, было незначительно: один ученик приходился в среднем на 2 тысячи жителей. Однако в 1786 году был издан Устав народных училищ – первый законодательный акт в области образования — стали впервые вводиться единые учебные планы, классно-урочная система. В первой половине XIX в. открываются приходские и уездные училища. После отмены крепостного права в 1861 г. в губернии одними из массовых учебных заведений были сельские приходские училища. Для образования конца XIX в – начала XX в. характерно развитие двух направлений: духовного и светского. Заметную роль в деле образования и воспитания подрастающего поколения играли школы Духовного ведомства. По Положению от 1884 г. все начальные церковные школы разделялись на двухклассные, одноклассные, а также школы грамоты (которые считались филиалами приходских школ) и  воскресные школы.

В селе Спас-клепики Рязанского уезда второклассная учительская школа была открыта 18 ноября 1896 года. У этого знаменательного для Мещерского края события есть своя непростая история. К тому времени в Спас-Клепиках работало два одноклассных земских училища: мужское (основано в 1872 г.) и женское (с 1880 г.). Однако у местных жителей, большинство которых составляли зажиточные крестьяне-ремесленники, сложилось мнение о недостаточности начального образования для их детей, и возникло желание открыть в селе высшую народную школу. Священник с. Спас-Клепики Василий Афанасьевич Динариев писал об этом в Рязанский Епархиальный Училищный Совет: «Желание иметь школу, с правами большими, чем в обычной школе, в среде жителей Спас-Клепиков и окрестных людей, появилось еще в 1880-х годах. Но желание это выражалось преимущественно на словах, а на деле ничего основательного ничего не было: капитала денежного на устроение здания под высшую школу, именуемую в то время «образцовой» не собиралось никем; хотя в селе Спас-Клепиках много существует зданий богатых и просторных, в особенности в то время дом г-на Лярского, но ни один из обывателей, ни г-н Лярский не изъявили своего желания пожертвовать под образцовую школу».

В Записке «О Второклассной учительской школе в селе Спас-Клепиках Рязанского уезда» В. Динариев подробно описал перипетии истории создания школы. По его словам, 4 мая 1883 г. в Спас-Клепиках произошел пожар, от которого погибла большая часть села, в том числе деревянное здание земской школы. В это время рязанский купец 2 гильдии Андрей Петрович Попов по просьбе попечителя земской школы крестьянина Гаврилы Колдаева отдал свой деревянный дом под земскую школу. В 1889 г. А.П. Попов решил устроить за свой счет образцовую школу, о чем объявил на частновладельческом сходе, собранном им вместе со священником Василием Динариевым, а в 1890 г. каменное двухэтажное здание под образцовое училище уже было построено. Временно в нем разместилась земская школа, однако «на время» затянулось  на долгие пять лет.

В течение всего этого времени купец А.П. Попов совместно с В. Динариевым и временным купцом Андреем Никитиным Воробьевым направляли ходатайства в Рязанскую уездную земскую управу и Министерство народного Просвещения об открытии Образцового училища в Спас-Клепиках, но получали отказ. Тогда А.П. Попов обратился в Рязанскую епархию. Епархиальный училищный Совет начал ходатайствовать перед Священным Синодом об открытии в с. Спас-Клепики второклассной учительской школы. Ходатайство было удовлетворено, и открытие школы состоялось несмотря на противодействие со стороны земской управы, не желавшей переводить земскую школу в другое здание.

Много усилий для того, чтобы школа была открыта, приложил священник В.А. Динариев. В течение нескольких месяцев он еженедельно отправлял письма в Рязанскую земскую Управу с просьбами освободить здание школы. Сорок четыре года прослужил Василий Афанасьевич Динариев в Спас-Клепиках. Несколько поколений прихожан «были свидетелями его тяжкого труда в школах, им основанных и благоустроенных». В некрологе, напечатанном в газете «Рязанские Епархиальные ведомости» говорилось о нем, как о «редкостном отце, образованном священнике, добром пастыре, благожелательном и отзывчивом, который имел полное право сказать о себе: «послушайте меня, честная об реку и изреку от устен правая».

Что же представляла собой Спас-Клепиковская второклассная учительская школа? Как отмечалось во вступительной статье журнала «Народное образование» за 1903 г., открытие второклассных школ стало осуществлением идеи создания высшей народной школы, выдвинутой Комиссией при Священном Синоде. Целью высшей народной школы объявлена подготовка учителей для небольших церковных школ и создание среди крестьян нового слоя людей, воспитанных в церковно-религиозном  духе, для чего педагоги заботились «о том, чтобы укрепить в детях живое благочестие и преданность православной церкви и воспитать добрые нравственные навыки».

В 1902 г. вышел один из важнейших документов, регламентировавших деятельность церковных школ в России в начале ХХ века — «Положение о церковных школах ведомства Православного вероисповедания»., в том числе и второклассных учительских. Были определены различные типы церковных школ: «1) начальные, предназначенные для начального бучения детей и взрослых, и 2) учительские – для подготовки учителей в начальные школы. К первым относятся школы: грамоты, церковно-приходские и воскресные; ко вторым – второклассные и церковно-учительские». Это объясняет различия в названии Спас-Клепиковской школы: в 1896 году, когда была открыта школа, она называлась второклассной церковно-приходской. Согласно «Разъяснениям по вопросу об устройстве второклассных церковно-приходских школ с учительскими курсами», «церковно-приходская школа, называемая второклассною, имеет целью подготовить учащихся в ней к первоначальному обучению и состоит: а) из первого класса двухклассной церковно-приходской школы, б) второго класса двухклассной школы и в) учительского курса». Позже наименования «церковно-приходская» перестало употребляться, изменившись на «учительская». Однако надпись на школьном здании осталась, о чем свидетельствует известная фотография, на которой  Есенин запечатлен вместе с другими учащимися школы.

Спас-Клепиковская второклассная учительская школа готовила учителей для сельских школ. Сюда принимались ребята 13-17 лет, успешно окончившие начальную школу и сдавшие вступительные экзамены. Курс обучения в ней был трехлетним. В течение этого времени предполагалось пройти довольно обширную общеобразовательную программу и специальную педагогическую ученикам преподавали церковную общую и русскую историю, Закон Божий, русский язык, церковно-славянский язык, отечественную историю, географию, арифметику, геометрическое черчение, рисование, дидактику Школа была закрытого типа, с интернатом для приезжих. За проживание в общежитии и питание ученики платили 30 руб. в год. Весь день вопитанники были в здании школы: утром – на уроках, вечером выполняли домашние задания в классах под наблюдением учителей. В основном, здесь учились дети зажиточных крестьян.

Выпускники Спас-Клепиковской школы считались довольно образованными людьми. Педагоги, работавшие здесь, исповедовали лучшие традиции православного учительства. Несмотря на то, что школа была церковной, в учениках всегда поощрялись самостоятельность мысли и творческие устремления.

После окончания школы ученики работали в гражданских учреждениях, учителями школ грамоты, некоторые служащими. Большинство выпускников после основательной подготовки выдерживали в г. Рязани и других уездных городах экзамен на звание учителя церковно-приходской школы и работали в ней учителями. Некоторые продолжали образование в учительских семинариях, церковно-учительских школах, технических училищах.

Среди трудов, посвященных жизни и творчеству С.А. Есенина, можно найти упоминания и о Спас-Клепиковской второклассной учительской школе. После окончания земского начального училища в с. Константиново родные Есенина и законоучитель Константиновской земской школы священник И.Я. Смирнов решили, что Сергей должен продолжить учебу. Выбор пал на расположенную в Рязанском уезде Спас-Клепиковскую второклассную учительскую школу, заведующим которой в ту пору был старый знакомый константиновского священника Благочинный пятого округа Рязанского уезда села Спас-Клепики Василий Динариев.

Двухэтажное каменное здание школы стояло на самом краю села Спас-Клепики. Сюда осенью 1909 года приехал Сергей Есенин. Выдержав вступительный экзамен, будущий поэт был зачислен в школу. В Спас-Клепиках начался для Есенина долгий процесс приобщения к сокровищам русской литературы. Литературному и интеллектуальному созреванию будущего поэта способствовал преподаватель словесности Е.М. Хитров и ближайший друг Есенина Гриша Панфилов. Именно здесь поэт начал свое сознательное творчество, мечтая «всю душу выплеснуть в слова». Первые стихи Есенина написаны именно в Спас-Клепиках. В настоящее время известны три рукописных сборника начинающего поэта, составленные им в 1911 – 1912 годах. Уже в самом начале произведения Есенина подкупали своей легкостью и ясностью, хотя и были несколько подражательны.

После окончания школы в мае 1912 г. он уехал в Москву, где жажда знаний привела его в одно из наиболее доступных для представителей разных сословий учебное заведение России – Московском народном университете имени А.Л. Шанявского. Но о второклассной школе, о своих учителях и друзьях не забывал. До начала 1914 года С. Есенин и Г. Панфилов вели постоянную переписку, которая была продолжением литературных, исторических споров, разговоров о путях служения народу, которые велись в доме Панфиловых. Переписку друзей оборвала ранняя смерть Гриши Панфилова. Когда вышла его первая книга «Радуница», он сразу прислал ее своему первому литературному наставнику с автографом: «Доброму старому учителю Евгению Михайловичу Хитрову от благодарного ученика, автора этой книги. 1916 г. 29 января. Петроград».

Ваш отзыв о музее

???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.form.remark???
Оцените работу музея
???site.interface.review.form.moderator???