Применение норм природоохранного законодательства на территории музея-заповедника
Воронина Ю.Н.
Государство через систему природоохранного законодательства направляет и контролирует деятельность по рациональному использованию и охране окружающей среды, делая исполнение экологически значимых норм обязательным. Только юридически оформленные в виде законодательных актов экологические законы и нормативы получают реальный шанс на претворение жизнь.
К сожалению, природопользователи материально мало заинтересованы в охране окружающей среды. Именно поэтому музеи-заповедники, особенно обладающие значительными территориями, должны стать, как и особо охраняемые природные территории, примерами рационального природопользования, проявив ответственность не только за сохранение культурных ценностей, но и за сохранение окружающего ландшафта, часто ценного в природном или историческом плане.
Музей-заповедник, как и любой объект деятельности человека, оказывает негативное воздействие на все компоненты окружающей среды – землю, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. В этом случае законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования может стать способом упорядочить и минимизировать негативное влияние, организовать деятельность музея-заповедника таким образом, чтобы предотвратить возможные вредные воздействия на окружающую среду, что и является одним из базовых принципов рационального природопользования.
Все организации, опирающиеся в своей деятельности на использование природных богатств, являются природопользователями и поэтому, согласно природоохранному законодательству, должны иметь следующие документы: проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и разрешение на выброс (ст. 14 и ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»), проект нормативов предельно-допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и разрешение на сброс (ст. 109 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ), проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и разрешение на размещение отходов (ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), паспорта опасных отходов и свидетельства о классе опасности отхода на окружающую среду (ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). В организации должен быть налажен производственный контроль в области охраны окружающей среды (ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). В частности, на федеральном законодательном уровне утверждено согласование в установленном порядке с органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды порядка производственного контроля в области обращения с опасными отходами (ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
На опыте Государственного музея-заповедника С.А. Есенина можно сказать, что разработка и получение всей законодательно требуемой от природопользователя документации вполне реальны. Часть документации была разработана на договорной основе специализированной организацией, часть – силами сотрудников музея-заповедника.
Главной проблемой при разработке документации природоохранного характера остается вопрос финансирования. Разработать паспорта опасных отходов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов предельно-допустимых выбросов, проект нормативов предельно-допустимых сбросов невозможно без привлечения специалистов должного уровня и квалификации. Возникает необходимость обращаться в специализированные организации, осуществляющие разработку документации на платной основе. Платной является и услуга по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта предельно-допустимых выбросов. Также для получения разрешений на выброс, сброс или размещение отходов уплачивается государственная пошлина установленного размера.
В результате исполнения Государственным музеем-заповедником С.А. Есенина требований природоохранного законодательства были не только разработаны и получения необходимые проектные и разрешительные документы, налажено взаимодействие с Управление Росприроднадзора по Рязанской области, но и систематизированы знания по разным видам негативного воздействия музея-заповедника на окружающую среду. Организованный учет фактических объемов негативного воздействия, в том числе с использованием методов инструментального анализа, позволяет осуществлять комплексное наблюдение за негативным воздействием. При сравнении полученных фактических данных с разработанными нормативами делается вывод о превышении или непревышении лимитов воздействия, возможна разработка мер по уменьшению воздействия. Ежеквартально осуществляется плата за негативное воздействие, оказываемое Государственным музеем-заповедником С.А. Есенина, имеющая компенсационный характер.