Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Из истории усадьбы Л.И. Кашиной

Аникина О.Л.

 

Первое упоминание о господском доме в селе Константинове относится к концу XVIII века, в то время им владел сенатор Александр Михайлович Голицын. В историческом документе говорится: «Дом господский деревянный об одном этаже и при нем сад иррегулярный с плодовыми и яблоневыми деревьями и при нем пруд, в нем рыба караси»(1).

Строение стояло, по-видимому, несколько дальше от береговой линии, чем сейчас, было сравнительно небольшим по размерам, так как владелец не проживал здесь постоянно, основное его имение находилось в Зарайском уезде.

Последующие хозяева села Екатерина Александровна Долгорукова, Василий Александрович и Александр Васильевич Олсуфьевы практически не бывали в Константинове, а всеми делами занимались управляющие, вследствие этого господский дом поддерживали только в надлежащем состоянии.

В 1861 году, во время отмены крепостного права, дворовых людей насчитывалось 10 человек, это минимальное количество слуг, необходимых для содержания помещений, сада и парка. Дворовые были отпущены на волю без земельных наделов.

В 1879 году А.В. Олсуфьев продает имение купцам - братьям Сергею, Александру, Ивану Григорьевичам Куприяновым, выходцам из города Богородицка Московской губернии. Они назначают управляющим Карпа Корелова, человека с коммерческой жилкой, который начинает активно торговать сеном с заливных лугов и способствует мещанину Прокофию Климову в деле открытия трактира в барском доме, строительстве «рейнского погреба», т. е. хранилища для красных вин на территории имения.

Документ 1884 года сообщает: «Куприянов имеет на этой земле деревянный дом» (2), который остался от прежних владельцев.

Отсюда можно сделать вывод, что только в конце 80-х годов ХIХ века состоятельные владельцы кирпичного завода и ткацкой фабрики ломают старый деревянный дом и возводят строение дачного типа, где первый этаж сделан из камня, а второй из дерева.

Начавшееся разорение семьи Куприяновых привело к тому, что имение в 1896 году было продано Потомственному Почетному гражданину города Москвы Ивану Петровичу Кулакову, который первое время только приезжает в имение летом, а после ухудшения здоровья пребывает постоянно в Константинове. В 1906 году он делает капитальный ремонт дома.

Во время реставрационных работ проходивших в 2012 году было выявлено, что парадный вход в дом находился со стороны улицы, а затем его перенесли на противоположную сторону, при этом изменили расположение комнат. Подвальное помещение, где сохранилась кирпичная кладка XVIII века, расширили и устроили там кухню, ванную комнату, которую оборудовали по принципу городских помещений подобного типа, использовали для отделки стен английскую керамическую  плитку голубого цвета, а пол выложили фигурной плиткой белого цвета и стилизованными цветами синего цвета, туалет и прачечную. Нечистоты по специальным керамическим трубам стекали в специально сделанный отстойник.

Потолок и стены в служебных помещениях были белыми, а пол выложен плиткой светло- коричневого цвета.

Вход в цокольный этаж находился под верандой с правой стороны, позже его заделали, т.к. стал неудобен и сделали новый с левой стороны.

Фасад дома так же несколько раз менял свой цвет был белым, персиковым. Жилые комнаты верхнего этажа во время ремонта отделали лепниной.

В 1911 году хозяйкой имения становится Лидия Ивановна Кашина, урожденная Кулакова, которая наследует его по завещанию своего отца, которая на втором этаже строит балкон .

Радушная хозяйка устроила в своем доме загородный литературно-музыкальный салон, приглашала погостить известных московских литераторов Ефима Янтарева, Николая Мешкова, профессора-биолога из МГУ Георгия Кожевникова, актера МХАТа и немого кино Ивана Худолеева. В 1916 году Сергей Есенин, который в это время был признан в столице как поэт, так же становится желанным гостем в доме Л. И. Кашиной.

Революционные события в столице в октябре 1917 года и появление новых органов власти привели к тому, что решением Декрета советского правительства о национализации помещичьих имений, в январе 1918 года владельцев дома выселили, а имение и все имущество было передано в ведение Рязанского уездного совета рабочих и крестьянских депутатов. Представители новой власти переписали все строения, инвентарь, личное имущество хозяев и назначили кучера Ивана Миронова хранить все в неприкосновенности. Кроме того, лесничий Франц Рейзенгер принял имение под свою охрану как доверенное лицо советской власти.

В этот период планировка дома была таковой: в цокольном этаже находились кухня, ванная, комната для прислуги, кладовая, туалет, прачечная. На первом этаже были прихожая, гостиная, комната Екатерины  Ивановны Муретовой, воспитательницы Бориса Ивановича Кулакова, которая вела все хозяйственные дела, столовая, комната для гостей, кабинет. На втором этаже располагалась комната Л. И. Кашиной, детская, спальня для гостей.

Хозяйка дома, получив предписание освободить жилье, уехала с детьми в имение своего брата «Яр», расположенное в лесу на противоположном берегу реки Оки.

По воспоминаниям Е.А.Есениной, сестры поэта, в то время он на крестьянском сходе убедил односельчан не разорять имение. Уже в 1919 году был образован Константиновский детский дом имени III Интернационала, который разместился в усадебном доме, а в бывшем кабинете И. П. Кулакова обосновалась ячейка комсомола.

Комиссия, которая посетила детский дом в 1922 году, констатировала: «

  1. Константиновский Детский Дом помещается в каменном двухэтажном доме. Здание крепкое.
  2. Отопление духовое в исправности, необходим мелкий ремонт. Отапливается печами, освещается небольшими керосиновыми лампами.
  3. Для размещения 36 детей и 8 человек технического и педагогического персонала /44/ дом слишком тесен. Дети помещаются в 2 комнатах. В одной 24 кровати. Воздуха в этих комнатах недостаточно, температура низкая. В одной из них производятся классные занятия. Белье постельное и на детях не простирано за отсутствием мыла. Недостаток в обуви и одежде, особенно недостаток в валеной обуви. Отхожего места при доме нет, приходится детям бегать через весь двор в построенную наскоро шагах в ста от здания уборную. Дети многие не острижены и бледны.
  4. Кухня в довольно исправном виде. Отапливается все помещение и кухня дровами из срубленных в парке деревьев. За водой детям приходится ходить под гору за ½ версты от дома в колодец около Оки. Мытье детей производится через 1½-2 недели в бане, каковая требует ремонта. Сушилки для белья нет, белье сушится в комнате воспитательницы и на чердаке бани.
  5. Отчетность продуктовая ведется правильно. Книги прошнурованы и пропечатаны. Продукты хранятся в хорошем подвальном помещении. При проверке их оказалось все налицо /см. остатки продуктов/

По мнению комиссии за дальностью расстояния дома от города, во-первых, и, во-вторых, скученности детей, благодаря малому количеству помещений Детский дом после выезда оттуда Волисполкома упразднить». (3)

Мнение комиссии было учтено властями, и октябре 1923 года детей перевели в другое учреждение подобного типа. В этот период зданию был нанесен значительный ущерб, а именно: разбиты стекла в окнах, поломаны рамы, уничтожены перила на балконе и лестница на террасе, поломана мебель, испорчены стены комнат. Председатель Кузьминского волисполкома доложил в феврале 1924 года: «… усадьба полуразгромлена, каковая требует порядочного ремонта».(4)

В таком разоренном состоянии  дом  простоял несколько лет.

В 1933 году на территории имения в парке построили деревянную семилетнюю школу, а в бывшем доме помещицы после ремонта поселили семьи учителей во главе с директором Сергеем Николаевичем Соколовым.

Таким образом, он превратился в своеобразное учительское общежитие, с учетом этого были сделаны изменения во внутренних помещениях, особенно в цокольном этаже, продолжилось разрушение интерьера, который существовал в начале ХХ века.

Реформы, которые проводились в сельском хозяйстве в 1950-60-е годы, сказались на жителях села, молодежь начала уезжать в город, уменьшилось количество учеников в школе, она становится начальной. Учителя освобождают квартиры, дом некоторое время пустует, что приводит его в плачевный вид. Местные власти решили использовать помещение для организации новой хозяйственной структуры.

С 1965 по 1969 год здесь был открыт комбинат бытового обслуживания, в котором имелись швейная и сапожная мастерские, парикмахерская, столярный цех, а в мезонине проживала семья заведующей комбинатом Марии Васильевны Печуркиной и размещалось складское помещение. Разорение дома продолжалось, были разобраны изразцовые печи в комнатах, пол в цокольном этаже залит бетоном, на стенах появилась штукатурка белого цвета.

Новая жизнь старого барского дома началась, когда его передали в ведение музея С. А. Есенина. Во время капитального ремонта и реставрации строению был возвращен внешний облик начала ХХ века. В 1970 году здесь была открыта литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве С. А. Есенина.

В 1994 году два этажа дома были отреставрированы и реконструированы, а 3 октября 1995 года открыли «Музей поэмы С. А. Есенина «Анна Снегина». Старинные семейные фотографии, книги с дарственной надписью Л. И. Кашиной, ее личные вещи, предметы быта того времени вернулись из небытия и создали не только портрет хозяйки дома и близких ей людей, но и образ героини литературного произведения.

В 2012 году после капитального ремонта и реставрационных работ в цокольном этаже  была открыта экспозиция, которая  носит название «История повседневности». Бытовой уклад  состоятельных хозяев дома, приезжающих в летнее время в село Константиново, представляет несомненный интерес для посетителей. Наглядное преставление о том, как выглядела кухня, комната прислуги и кладовая в начале ХХ века, способствует развитию исторической  памяти, представляя  привычные  для каждого человека повседневные вещи в качестве музейного экспоната.

Примечания

  1. ГАРО ф. 1102 оп.1 д.67.год 1795 л. 95об.
  2. ГАРО ф.699 оп.1 дело 62 год 1881-82 св.2 л.11.
  3. ГАРО ф.Р-16 оп.1 дело 188 год 1922 л. 8, 8об.
  4. ГАРО ф.Р-16 оп.1 дело 234год 1924 л. 23.

 

Ваш отзыв о музее

???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.form.remark???
Оцените работу музея
???site.interface.review.form.moderator???