Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

История Спас-Клепиковской школы в документах начала ХХ века

Аникина О.Л.

Современное есениноведение способствует раскры­тию страниц жизни поэта в полном объеме, уделяя особое внимание выявлению малоизученных момен­тов в его биографии.

К ним относится трехлетнее пребывание С. Есенина в Спас- Кле-пиковской второклассной школе с 1909 по 1912 г. Почему именно это учебное заведение было выбрано родителями мальчика, ведь в Рязанской губернии начала XX века существовала возможность получить специальное образование только во второклассных шко­лах, которые находились под эгидой Православной Церкви и были доступны для выходцев из крестьянской среды. Таковых насчиты­валось 12 по одной в каждом уезде, среди них одна женская.

Материальное благополучие семьи Есениных, благодаря заработ­кам Александра Никитича в московской мясной лавке, позволяло выделить средства на обучение сына, который отличался хороши­ми способностями и стремлением к учебе. Несомненно, за сове­том родители обратились к константиновскому священник}' Ивану-Яковлевичу Смирнову, который был не только духовным пастырем села, но и участником съездов духовенства по народному образо­ванию, прекрасно знал состояние дел в школах епархии. Кроме того, он был лично знаком и дружен с заведующим Спас-Клепиковской школы о. Василием Динариевым, под руководством которого учеб­ный процесс был поставлен на должную высоту и учащиеся полу­чали хорошие и прочные знания. В решении вопроса, который опре­делил дальнейший жизненный путь юноши, принял участие и крес­тный отец С. Есенина о. Дмитрий Орлов, который некоторое время преподавал во второклассной школе и мог рассказать о состоянии дел и дать необходимые рекомендации для подготовки к экзаме­нам. Хотя село Спас-Клепики находилось на значительном рассто­янии от Константинова, но наличие общежития и умеренная плата (3 рубля в месяц) способствовали принятию окончательного реше­ния в пользу этого учебного заведения.

В 1909 году, к моменту появления во второклассной школе Сер­гея Есенина, в ней сложился коллектив преподавателей, который состоял из заведующего школой и трех зрителей, которые слави­лись заслуженным авторитетом в деле воспитания и образования сельской молодежи. Деятельность Спас-Клепиковской школы не была обделена вниманием Епархиального училищного совета, ре­гулярно проводились инспекторские проверки, на страницах «Рязан­ских епархиальных ведомостей» появлялись статьи, рассказываю­щие о разных сторонах школьной жизни.

Первое сообщение появилось на страницах издания в 1896 году, оно гласило:

«Журнальным определением Училищного при Святейшем Сино­де Совета от 9/31 июля сего года за № 257, утвержденным г. Обер-прокурором Святейшего Синода, постановлено учредить второ­классные учительские церковно- приходские школы: муже кия в се­лах: Горках, Егорьевского уезда, Перьях, Касимовского уезда, Ста­рой Рязани, Спасского уезда, Просечье, Раненбургского уезда, Спас-Клепиках, Рязанского уезда и Струпне, Зарайского уезда, и женс­кую в с. Пустотине Ряжскаго уезда. В поименованных школах с наступающего 1896/7 учебнаго года имеют быть открыты учеб­ные занятия»'.

Это был новый тип образовательного учреждения, деятельность которого требовала разъяснений и уточнений для учителей, свя­щеннослужителей, родителей и будущих учеников. Через некото­рое время оно появилось:

«Так как школа второклассная имеет главною своею целью  при­готовлять недорогих учителей для школ грамоты (начальные шко­лы), то в ней должна быть устроена образцовая школа грамоты, где ученики второклассной школы наглядно будут обучаться ди­дактическим приемам под руководством учителя образцовой шко­лы грамоты.

При устройстве здания второклассной школы нужно иметь сле­дующее: в школе должны быть устроены три классных помеще­ния: одно - для учеников перваго и второго годов обучения в школе (т.е. 1 -го и2-го отделений), приспособленное приблизительно на 40 учеников; второе - для учеников одного отделения, обучающихся третий год, приспособленное на 20 человек; третье - для учеников образцовой школы грамоты, приспособленное на количество не ме­нее 60 чел.

В программу школ второклассных входит обучение детей ремес­лу. Выбор ремесла должен обусловливаться местными условиями края, где существует известная второклассная школа.

При школе полагается общежитие для учеников, поэтому необхо­димы: спальня, столовая и кухня».2

Постепенно новые учебные заведения завоевывали авторитет среди населения, и родители с охотой стали посылать своих детей на учебу. Получив образование, молодые люди не только пополня­ли ряды сельской интеллигенции, но и стремились получить выс­шее образование.

В течение учебного года инспектор посещал школу, проверял зна­ния учеников, работу учителей, выявлял нужды в учебниках и обо­рудовании, помогал в решении хозяйственных вопросов.

«Епархиальные ведомости» регулярно информировали читателей о работе школ и тех мероприятиях, которые там проходили. Вот что было опубликовано в 1898 году:

«Спас-Ктепиковская второклассная церковно-приходская школа, Рязанского уезда, помещается в собственном каменном двухэтаж­ном здании длиною в 30 аршин, шириною в 20 арш. с 46 окнами: каж­дое окно имеет в высоту 2 аршина. В том же здании помещается женская одноклассная церковно-приходская школа. Здание это, сто­имость которого определяется свыше 8000 руб., и десятина земли, на которой выстроено здание, пожертвованы Духовному Ведомству рязанским купцом Андреем Петровичем, попечителем школы. В настоящее время при школе производятся работы по устройству бани для учеников,  живущих в школьном общежитии, кладовой для хранекия пищевых продуктов, погреба, сарая для дров и училищнаго ин­вентаря, колодезя. Ограды вокруг училищной усадьбы и отдельное помещение для мастерской. На производство перечисленных работ; согласно ходатайству Епархиального Учиг:ищнаго Совета, журналь­ным определением Синодального Училищнаго Совета от 18/30 июля текущаго года за № 484 отпущено единовременно из креди­та по п. 8 ст. 3 сметы Свят. Синода 1897 г. 2098 р.

Заведующим и законоучителем школы состоит священник Васи­лий Динариев, много и с успехом потрудившийся в деле открытия в селе Спас-Клепиках второклассной школы, учителями - окончив­шие курс Рязанской духовной семинарии В. Житов, А. Чельцов и А. Орлов. Всех учащихся в Спас-Клепиковской школе в минув­шем учебном году было 74 мальчика...

С 26 декабря по 2 марта в школьном помещении устроены были учащими 6 народных чтений, иллюстрированных световыми кар­тинками. Предметом чтений были главнейшие события новозавет­ной истории. Световыми картинами иллюстрировались или самые евангельские события, или места Св. Земли, где происходили эти события. В антрактах чтений церковно-школьный хор, под опыт­ным руководством учителя пения В. Житова, прекрасно исполнил духовные песнопения...

Нужно отметить, что, кроме хорового пения, и общее пение в Спас-Клепиковской школе поставлено прекрасно, особенно хорошо поют все ученики стихиры с коновархом».3

Народные чтения привлекали массу народа; на каждое чтение собирались до 1500 чел.; приходили из деревень за 6-8 верст: род­ные учеников приезжали на чтения целыми семьями: фонарь (с ке­росиновым источником света) часто отказывался действовать по причине духоты: во время чтения по нескольку раз приходилось открывать окна.

1 января попечителем школы А.П. Поповым для учеников Спас-Клепиковской школы была устроена елка. Вечер открылся пением патриотического марша «Москва». Программа вечера состояла из чтения и пения. Ученики декламировали избранные стихотворения и читали коротенькие беллетристические рассказы. «Пели то хо­ром, то всем составом учащихся: «Что ты спишь, мужичок»; песнь

Лихача Кудрявича; «Ворон к ворону летит»; народную песнь «Во лузях», актовую песнь Главача «Ангел» и др. В конце вечера же­ною попечителя школы были розданы детям подарки. Детский ве­чер, полный искреннего, чистого веселья закончился пением народ-наго гимна: «Боже, Царя храни».

Много добрых слов можно сказать об устроителе и первом руко­водителе школы священнике Василии Афанасьевиче Динариеве, который много сделал для народного образования в Спас-Клепи­ковской волости, сумел открыть три церковно-приходских школы, занимался миссионерской деятельностью. Окончил он земной путь в 1910 году, был оплакан не только родными, но и жителями села, которые искренне скорбели о своем духовном пастыре. В «Рязанс­ких епархиальных ведомостях» был опубликован некролог, в нем было сказано:

«Покойный был один из выдающихся личностей сельского духо­венства Рязанской епархии. Неожиданная и безвременная смерть лишила не только прихожан доброго и ревностного пастыря, но и духовенство - благоразумного сослуживца, советника и полезнаго епархиального деятеля.

Вся жизнь почившего, прослужившаго в этом приходе 44 года, протекала в непрерывных трудах и заботах: в воспитательном ру­ководительстве в школах и церковном строительстве.

Свои пастырские обязанности он исполнял всегда честно, с осо­бенным усердием и благодушием; никто и никогда не слышал от него слова жалобы на тягость этого служения. Он был пастырь, а не наемник, и пастырь строгий, но без гордости и жестокости.

С большим вниманием почивший относился к совершению бого­служения в храме. Своею выразительною дикцею, которой владел покойный; глубокою искренностью и благолепием он придавал бо­гослужению особенное торжество и производил сильное впечатле­ние на молящихся.

Не менее приснопамятны были труды почившаго о. Протоиерея по обучению детей в начальных и второклассной школах. Несколь­ко поколений прихожан были свидетелями его тяжелого труда в шко­лах, им же основанных и благоусторенных.

В домашней жизни о. Протоиерей был прекрасным семьянином, примерный и нежнолюбимый и любящий отец, воспитавший детей своих в страхе Божием.

<.. .> В разное время, по назначению своего начальства и избра­нию съездов духовенства, исполнял многие служебные должности. Так, с 1880 г. в течение 11 лет он состоял помощником благочинно­го по 5 Рязанскому округу, а в 1891 году был утвержден в должно­сти благочинного по тому же округу. Не раз был назначаем следо­вателем по более важным тяжебным делам .духовенства и состоял 8 лет депутатом общеепархиальных съездов. В течение 8 лет с 1889 по 1897 г, проходил должность окружного миссионера.

За отлично усердное и ревностное проповедование слова Божия и исполнение своих пастырских обязанностей в 1873 г. был награж­ден набедренником; в 1879 г. скуфьею; в 1882 г. камилавкаю; в 1898 наперсным крестом, в 1891 году сопричислен к ордену св. Анны 3 степени; в 1898 г. удостоен Библии от Св. Синода; и в 1904 году был возведен в сан Протоиерея. Так окончил дни земного странствования этот редкостный отец, образцовый священник, доб­рый пастырь, благожелательный и отзывчивый на все доброе че­ловек...».

В течение 20 лет преподаватели Спас-Клепиковской второкласс­ной учительской школы обучали и воспитывали в православном духе сельскую молодежь, многие из воспитанников стали учителями. В своей деятельности они продолжили лучшие традиции русской ин­теллигенции, которые не смогли уничтожить ни время, ни истори­ческие катаклизмы.

Примечания

  1. «Рязанские епархиальные ведомости», 1896 г. С. 191-195.
  2. «Рязанские епархиальные ведомости», 1898 г. С. 768-770.
  3. «Рязанские епархиальные ведомости». 1910 г. С. 191-195.

Ваш отзыв о музее

???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.form.remark???
Оцените работу музея
???site.interface.review.form.moderator???