Государственный музей-заповедник С.А. Есенина
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

«Новгород глазами художников…»

В рамках сотрудничества Государственного музея-заповедника С.А. Есенина и Государственного музея художественной культуры Новгородской земли предлагаем вашему вниманию виртуальный выставочный проект «Новгород глазами художников». Представленная коллекция живописных и графических работ рассказывает о культуре, природе и памятниках архитектуры Великого Новгорода.

Пустовойтов Семён Иванович. Новгород Великий. Софийский собор XI века

1985 г. Картон, акварель.

Ерышев Юрий Игоревич. Новгородская София. Полдень

2009 г. Холст, масло.

Иванов Эдуард Николаевич. Праздник 1125-ти летия Новгорода на Волхове

1985 г. Бумага, офорт.

Соколова Дарья Валерьевна. Этюд "Башня Кремля"

1996 г. Бумага, уголь, сангина.

Будницкий Борис Лейбович. Туман упал. Новгород ("Березы")

2001 г. Бумага, акварель.

Ушанова Екатерина Михайловна. Хранители древностей

2013 г. Бумага, пастель.

Саулов Олег Николаевич. Зима. Новгород

1995 г. Холст, масло.

Дутов Лев Николаевич. Детинец

2013 г. Холст, масло.

1
8

Новгородская земля занимает особенное положение в истории России. Новгород был одним из центров формирования государственности у восточнославянской группы племен. Здесь в период независимости долгое время существовало в некотором роде альтернативное направление политического развития Русского государства. На этой земле стоит множество невероятно красивых и древних объектов архитектуры, бо́льшая часть из которых отражает тенденции в развитии новгородской архитектурной школы. На Новгородской земле достаточно много культовых и памятных мест, хранящие отголоски событий в истории не только России, но и стран-соседей. Новгородская земля по сей день привлекает множество простых людей, путешественников, паломников, деятелей науки, культуры и искусства, сохраняющих свои впечатления и знания – и в устной, и в документационной, и в изобразительной формах.

В контексте виртуального выставочного проекта представляют особый интерес предметы творчества местных художников, которые способствуют визуальному знакомству с культурой Новгорода. Они раскрывают через призму восприятия мира художником, через личностный опыт, ту философию, которую ощущает сам автор и, впоследствии, заключает в своем полотне. Поэтому весьма любопытно посмотреть на памятники архитектуры и природу Новгородской области глазами самих новгородцев.

Пустовойтов Семён Иванович. Новгород Великий, Кремль, Софийский собор ХI-го в.

1994 г. Бумага, акварель.

Сахарова Виктория Станиславовна. Декабрьский вечер

2016 г. ДВП, масло.

Филипченко Василий Фокович. На Ярославовом дворище

1988 г. Холст, масло.

Саулов Олег Николаевич. Свято-Духов монастырь

2012 г. Холст, масло.

Алексеев Геннадий Николаевич. У Зверина монастыря

2013 г. ДВП, масло.

Иванов Эдуард Николаевич. Ц. Двенадцати апостолов на Пропастех

Дата не определена. Бумага, пастель.

Петров Борис Константинович. Церковь Двенадцати Апостолов зимой

2007 г. ДВП, темпера.

Захарова Наталья Викторовна. Новгород. Торговая сторона

2010 г. Холст, масло.

1
8

Когда спрашивают о памятниках современного Великого Новгорода, невольно называешь Детинец и Софийский собор. Действительно, данные сооружения в определенной степени олицетворяют былое могущество города. Например, Святая София является древнейшим каменным храмом России. Собор был построен в 1045-1050 гг. под руководством князя Владимира – сына Ярослава Мудрого. Жители средневекового Новгорода говорили «где София, тут и Новгород», тем самым указывая на высокую политическую и культурную роль дома Святой Софии. Красоту и величие собора можно увидеть в работах С.И. Пустовойтова и Ю.И Ерышева. Расположен собор на территории Новгородского кремля, который также именуется среди горожан Детинцем. В средневековом Новгороде, в отличие от других древнерусских городов, крепость никогда не служила в качестве княжеской резиденции и местом дислокации дружины. Впервые в летописи крепость упоминается в годовой записи 1044 года, а на сегодняшний день стены и башни Кремля относятся к концу XV столетия, т.к. был перестроен по велению князя Ивана III. Интересные виды на крепостные стены, башни, внутренние сооружения представлены работами Л.Н. Дутова, Е.М. Ушановой, Б.Л. Будницкого, Д.В. Соколовой, О.Н. Саулова, С.И. Пустовойтова и Э.Н. Иванова.

У многих городов есть старая его часть, в Новгороде она называется Окольным городом. В ее черте, а также на прилегающей с внешней стороны территории, располагается ряд интереснейших сооружений: Ярославово дворище с красивейшим архитектурным ансамблем, дом купца С.Г. Орлова, дом Э.И. Берга с оригинальным фасадом в стиле эклектики, Власьевская церковь, церковь Двенадцати апостолов на Пропастех, церковь Петра и Павла в Кожевниках, сооружения Свято-Духова, Зверина-Покровского, Десятинного монастырей, остатки Оборонительного вала, обрамляющего старую часть города, и многие другие. Виды с новгородской архитектурой представлены на работах В.С. Сахаровой, В.Ф. Филипченко, Г.Н. Алексеева, О.Н. Саулова, Э.Н. Иванова, Б.К. Петрова и др.  

Чехонадский Василий Макарович. Сентябрьский день. Церковь Власия ХV в.

1990 г. Бумага, холст, темпера.

Кижапкина Галина Васильевна. Улица Десятинная

2016 г. Бумага, тушь, перо.

Золина - Минкевич Надежда Юрьевна. Десятинка

2014 г. Бумага, гуашь.

Кушнир Илья Иосифович. Десятинный монастырь. Колокольня

1948 г. Бумага, акварель.

Захарова Наталья Викторовна. Десятинный монастырь

1984 г. Холст, масло.

Сахарова Виктория Станиславовна. Яркий вечер. Десятинный монастырь

2016 г. ДВП, масло.

Сахарова Виктория Станиславовна. Печаль Десятинного монастыря

2017 г. ДВП, масло.

1
7

Комплекс Десятинного монастыря с утраченным главным храмом, но устоявшей под воздействием событий истории колокольней, выстроенной в неорусском стиле, является в прямом смысле местом сосредоточения искусства. Сегодня, монастырские здания используются в качестве мастерских членов Союза художников России, здесь же располагается Музей художественной культуры Новгородской земли. В этой связи изображение монастыря в творчестве деятелей искусства занимает почетное место, широко представленный и в графике и живописи. Так, на полотнах Г.В. Кижапкиной, Н.Ю. Золиной-Минкевич, И.И. Кушнира, Н.В. Захаровой и В.С. Сахаровой показан не просто ансамбль обители, но и какие изменения он претерпевал под влиянием времени. 

Конечно, информационная составляющая о памятниках представлена лишь отчасти, а в архитектурном плане показана малая толика новгородских древностей, которые не заканчиваются чертой города и расположены на всей его нынешней территории. А чтобы увидеть всю красоту Новгорода, познакомиться с его культурными примечательностями и узнать тысячелетнюю историю, желательно посетить город и его учреждения культуры и науки.

Ваш отзыв о музее

???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.mistake???
???site.interface.review.form.remark???
Оцените работу музея
???site.interface.review.form.moderator???