Наша группа в Facebook Наша группа в Одноклассниках Наша группа в ВКонтакте
Наш аккаунт в Twitter Наш аккаунт в Instagram Наш канал на  Youtube

 

 

Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» Виртуальный тур "ЕСЕНИНСКИЙ КРАЙ"
Торгово-выставочный центр Гостевой дом
Чайная

 

 

Приемная

Тел. 8(4912)55-03-06;
Факс 8(4912)55-03-07

Заказ экскурсий
8(49137) 33-2-57;
8-910-566-64-97

Электронная почта: info@museum-esenin.ru

«Эта улица мне знакома…» Из истории сохранения природного ландшафта Государственного музея-заповедника С.А. Есенина

Титова В.С.

Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, как часть ландшафта, является сферой «исторического времени, воспоминаний и поэтических ассоциаций». По мнению академи­ка Д.С. Лихачева, «мемориальное значение садов и парков не только в том, что они объясняют и комментируют, но и в том, что они особым образом настраивают посетителей на особое восприятие садово-паркового искусства в свете тех поэтических наследий, которыми они окружены».

В 1979 году институтом «Спецпроектреставрация» разработан генплан мемориализации музея С.А. Есени­на в селе Константинове. В основу проекта положен принцип восстановления ис­торического облика села на период начала XIX века с сохранением элементов планировки, застройки и ландшафта.

В 1981-1982 годах москов­ским институтом «Леспроект» совместное работника­ми музея С.А. Есенина велись проектные работы по восстановлению мемори­ального облика части села Константинова. Цель работ — создание проекта ор­ганизации паркового хозяй­ства литературно-мемориа­льного музея на основе восстановления мемориаль­ного сада дома-музея С. А. Есенина и бывшей усадьбы   Л.И. Кашиной.

Как известно, наиболее полное воссоздание реаль­ной обстановки на памят­ном месте требует, чтобы природные компоненты пар­ка соответствовали по виду на период мемориализации. Определяющими составны­ми характеризующими ме­мориальный облик ландшаф­та, остаются рельеф плани­ровки, расположение и внешний вид построек, зда­ний, водоемы и насаждения.

Генпланом развития му­зея-заповедника была опре­делена зона исторической планировки начала XX века. Это усадьбы Есениных, Ка­шиной, константиновское подгорье и территория церк­ви. Наиболее ценные истори­ческие сооружения мемори­ального музея — дом, где вырос поэт, амбар, восста­новленные изба-времянка, рига. В основу восстановле­ния мемориального характе­ра ландшафта положен бо­гатый иллюстративный, ме­муарный и исследователь­ский материал.

Возле дома, где жил С.А. Есенин во время своих при­ездов в село и работал над многими своими произведе­ниями, был небольшой ого­род и сад, где посадили вишни, яблони, построили амбар и ригу, сделали пле­тень. Рисунок усадьбы, вы­полненный сестрами поэта, показывает, что почти весь огород был занят картош­кой, клевером, а вдоль плет­ня с западной и восточной стороны шла узкая полоска из  вишен. Мемориальных деревьев очень мало, всего 7 штук. Об остатке яблонево­го сада у избы-времянки напоминала яблоня, поса­женная отцом С. А. Есенина в 1921 году.

Мы очень бережно отно­симся к мемориальным деревьям: постоянно прово­дим лечение ран и трещин. Но к сожалению, старая яблоня была в таком состоя­нии, что ее мы вынуждены были спилить. Территория мемориального сада восста­навливалась с помощью од­носельчан. Огромную по­мощь в восстановлении прежнего облика усадьбы музея оказали Д.А. Воробь­ев, П.В. Вавилов, Н.А. Дорожкин. В 1965-1967 годах они приняли участие в во­сстановлении плетневой ограды сада, риги, соло­менной кровли избы.

Дом Л.И. Кашиной — одно из немногих строений, сохранившихся в селе со времени Есенина и дорого нам тем, что с ним связаны яркие страницы жизни и творчества   поэта. Легкая ажурная веранда с дере­вянной резьбой, мезонин — самое характерное во внеш­нем облике дома, который воскрешает в памяти поэти­ческие образы поэмы «Анна Снегина». В 1969 году после проведения ремонтно-реставрационных работ в доме разместилась литературная экспозиция «Жизнь и твор­чество С. А. Есенина», а в 1995 году открылась экспозиция Музея поэмы «Анна Снегина».

С 1918 по 1968 годы в доме размещались различ­ные учреждения: амбулато­рия, детский дом, комбинат бытового обслуживания. За это время были утрачены балкончик, веранда, опоясы­вающая дом с северной стороны. Эти утраты измени­ли первоначальный облик дома. Сын Л.И. Кашиной передал музею С.А. Есе­нина фотографии, зафикси­ровавшие внешний вид дома времени С.А. Есенина. В 1969 году Рязанской специ­альной научно-реставраци­онной производственной ма­стерской были проведены ремонтно-реставрационные работы по дому Л. И. Каши­ной. Дом был реставрирован по фотографиям, воспомина­ниям сестер поэта, константиновцев.

Центральная часть усадьбы представляет собой территорию дома с клумбой. Из воспоминаний Г.Н. Кашина (сына владелицы усадьбы) можно заключить, что усадь­ба была небольшой и зани­мала примерно 12 десятин. Вся территория была огоро­жена бревенчатым забором, вдоль которого росли де­ревья.

Въездов в усадьбе было три. Парадный въезд и вы­езд в хозяйственную зону усадьбы располагались со стороны села. Третий был от Оки с дороги, которая вела к перевозу. В церковь ходили через специальную калитку.

Между домом и цер­ковью была расположена парковая часть усадьбы.

От парадных ворот к до­му шла аллея, с одной сторо­ны которой росли сосны и старые березы, а с другой были посажены вишни и астры. Вдоль забора напро­тив дома росли плакучие березы. На центральной круглой клумбе росли ку­сты белых роз («Царица севера»). Справа от нее были устроены клумбы в ви­де полумесяца из резеды и маргариток. Сзади шла рабатка из георгинов и цвет­ного горошка.

Из беседы с Г. Н. Кашиным, которая состоялась в Москве 14 февраля 1982 го­да, были уточнены некото­рые планировочные элемен­ты парка и состав насажде­ний. Например, выяснилось, что у дома росли 4 сосны, а перед оканами — груша.

Большую помощь в опре­делении ландшафтного об­лика усадьбы Кашиной и территории церкви оказала А. А. Соколова — учитель­ница села, проживавшая в господском доме в 1918 году.

В архиве музея сохра­нился рисунок Соколовой с планом усадьбы, а из беседы, которая состоялась в ноябре 1981 года в селе Константинове, выяснилось, что вокруг котлована росли сосны лет шестидесяти-се­мидесяти, церковь была от­делена изгородью кирпично-железной, в юго-запад­ном углу был пруд за колокольней — зеленое «чистое» место, где стояла часовня и собиралась моло­дежь. Восстановлены изго­родь и часовня.

А. А. Есенина в книге «Родное и близкое» вспоми­нала: «Белый дом утопал в зелени. На сравнительно маленьком участке разме­стились липовые аллеи, фруктовые сады. Дух захва­тывало при виде огромных кустов расцветшей сирени и жасмина, окружающих барский дом, дорожек, посы­панных чистым желтым пес­ком».

К сожалению, на террито­рии  бывшей усадьбы Л.И. Кашиной мемориальных деревьев поч­ти не сохранилось. В Вели­кую Отечественную войну деревья использовались для отопления детского дома. Деревьев с момента закладки парка «Усадьбы Кашиной» не со­хранилось, так как уже при жизни помещицы «липы были старые, дуплистые, с подростом». (Воспомина­ния Г.Н. Кашина). Ведущей породой явля­ется береза бородавчатая, из хвойных — ель обыкновен­ная.

 
© Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, 2005-2017.
Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Музеи России