Наша группа в Facebook Наша группа в Одноклассниках Наша группа в ВКонтакте
Наш аккаунт в Twitter Наш аккаунт в Instagram Наш канал на  Youtube

 

 

Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» Виртуальный тур "ЕСЕНИНСКИЙ КРАЙ"
Торгово-выставочный центр Гостевой дом
Чайная

 

 

Приемная

Тел. 8(4912)55-03-06;
Факс 8(4912)55-03-07

Заказ экскурсий
8(49137) 33-2-57;
8-910-566-64-97

Электронная почта: info@museum-esenin.ru

«Русский Берлин» как литературный центр русской эмиграции первой половины 1920-х гг.

Благодаря этим работам в истории русской эмиграции сформировалось устойчивое понятие «русский Берлин», означающее не только начальный этап на долгом пути русской эмиграции XX в., но и особую межкультурную общность, способствовавшую выработке новых художественных форм. Логически продолжило сбор сведений о «берлинском» периоде русском эмиграции проведение в декабре 2002 г. в Москве фондом «Русское Зарубежье» Международной научной конференции «Русский Берлин 1920-1945 годов».  По итогам конференции был опубликован сборник статей.[1] Выпуск посвящен русскому Берлину предвоенной и военной поры как уникальному историческому, политическому и культурному феномену, в сборнике приводятся новые концептуальные подходы в исследовании малоизвестных фактов жизни русской эмиграции в Германии. Антология «Русский Берлин»[2], изданная в 2003 г., представляет собой тематическую подборку критических материалов представителей русской диаспоры в Берлине.

В 1921 – 1923 годах в Берлине и его пригородах находилась примерно треть русского населения Германии. В этом городе сложился мощный культурный центр, вокруг которого объединились русские, жившие в Лейпциге, Дрездене и других городах, рассеянных по всей Германии. Культурная элита русского Берлина в 1922 г. пополнилась изгнанными из Советской России «людьми мысли». Это были философы Николай Бердяев, Семен Франк, Николай Лоссоцкий и др.; ученые И. Ладыжников и Д. Лухотин; литераторы И. Матусевич и Федор Степун; историки Александр Кизеветтери, Венедикт Мякотон, литературный критик Юрий Айхенвальд, экономист Борис Брутскус и др.[3].

В Берлине были сосредоточены и крупные артистические силы из России. В 1920-е гг. в Берлине существовало три постоянных русских театра с серьезным репертуаром: «Русский романтический балет», «Синяя птица» и «Русский театр «Ванька-встанька». Руководителем «Романтического балета» был артист  Мариинского театра Б.Г. Романов, его балет выступал в Берлине до 1928 года, пользуясь большим успехом не только у эмигрантов, но и у немцев. Б.Г. Романов ставил «Жизель», «Петрушку», «Шута», прима-балериной его труппы была Е.А. Смирнова. В «Синей птице», которой руководил Яков Южный, выступал популярный куплетист Виктор Хенкин. Душой третьей русской берлинской труппы – «Русского театра» был известный поэт Н.Я. Огнивцев, автор вышедших в Берлине стихотворных сборников «Мои песенки» и «Блистательный Санкт-Петербург».

Первые русские спектакли в Берлине были сыграны еще в 1919 году, когда Л.Б. Потоцкая и В.М. Шумской, поставили «Три сестры», «Змейку», «Науку любви». Тогда же открылось «Общество русского театра», а весной 1920 года возник закрытый литературно-художественный кружок «Художественные пятницы», вокруг которого сгруппировалось большинство крупных деятелей искусства. Позднее объединение «Мир и труд» организовало «русские вторники», была поставлена интермедия Сервантеса «Саламанская пещера». Театр миниатюр «Шалаш» располагался в помещении одного из ресторанов. В состав его труппы входил Г. Ратов, вместе со своим хором быстро завоевавший симпатии публики. Позднее на месте «Шалаша» по инициативе и при деятельном участии Г. Ратова открылся «Дом артиста» и театр-кабарэ, первые спектакли которого прошли с большим успехом.

Большим художественным событием в Берлине были и российские театральные сезоны. В течение зимы 1922-23 годов в Берлине гастролировали Художественный театр в его лучшем составе со Станиславским, Качаловым, Книппер, Москвиным, Вишневским; театр Таирова с Коонен и Церетели привез пять постановок («Федра», «Саломея», «Принцесса Брамбила», оперетта «Сестры-близнецы» и мелодрама «Мориц Саксонский»); студия Вахтангова с Михаилом Чеховым; Александринский театр, поставивший пьесу «Профессор Сторицын». Качалов и Германова на литературных утренниках читали стихи Блока и Рабиндраната Тагора; Массалитинов организовал театральную студию. В «Клубе писателей» А.Я. Таиров прочел лекцию «О задачах Камерного театра». В постановках спектаклей на берлинской сцене участвовали композиторы Н.К. Метнер, А.К. Глазунов, А.Т. Гречанинов; дирижеры Э.А. Купер, Ю.Н. Померанцев; пианисты - А.К. Боровский, А.И. Зилоти. Выступала известная камерная певица Полина Доберт, баритон Большого театра Г.В. Бакланов, знаменитый тенор Д.А. Смирнов, приезжал Ф.И. Шаляпин. Благодаря таким певцам, как Зинаида Юрьевская, которая поступила в немецкую оперу, и Дмитрию Смирнову, на берлинской сцене появились постановки «Евгения Онегина», «Бориса Годунова», «Царской невесты».

В Берлине оказалась и большая группа русских художников. В 1922 году издательство «Русское слово» организовало выставку работ Н.С. Гончаровой, Н.Ф. Ларионова, Н.К. Рериха, С.А. Сорина, А.Н. Бенуа, Н.В. Добужинского, К.А. Коровина, К.А. Сомова. Кроме того, проходили выставки Ивана Пуни, Георгия Лукомского, Эль Лисицкого, Павла Челищева, Василия Кандинского. Выставлялись в Берлине и полотна Марка Шагала, Мариана Веревкина, Алексея Явлинского.

 

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7


[1] Русский Берлин: 1920–1945: Межд. науч. конференция / Науч. ред. Л.С.Флейшмана; Сост. М.А.Васильевой, Л.С.Флейшмана. М., 2006

[2] Русский Берлин / Сост., предисл. и персоналии В. В. Сорокиной. М., 2003

[3] Там же. С. 331

 
© Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, 2005-2017.
Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Музеи России