Наша группа в Facebook Наша группа в Одноклассниках Наша группа в ВКонтакте
Наш аккаунт в Twitter Наш аккаунт в Instagram Наш канал на  Youtube

 

 

Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» Виртуальный тур "ЕСЕНИНСКИЙ КРАЙ"
Торгово-выставочный центр Гостевой дом
Чайная

 

 

Приемная

Тел. 8(4912)55-03-06;
Факс 8(4912)55-03-07

Заказ экскурсий
8(49137) 33-2-57;
8-910-566-64-97

Электронная почта: info@museum-esenin.ru

Проза новокрестьянских поэтов. Проблематика и поэтика

По наблюдению современного литературоведа Ю. Б. Орлицкого, повесть Есенина уникальна по своей стилистике, определенной двойной установкой автора — одновременно на стих и прозу, и отражает стихотворный тип мышления. В «Яре» имеется около сорока метрических зачинов, «воспроизводящих» одну стихотворную строку; отмечается своеобразная строфичность, при которой почти каждая (и особенно диалогическая) строфа равна одному предложению. Продолжение градаций строфики заключается в дробности всего текста — в разделении его на главки, главы и части и в перебивке регулярности организации художественного целого диалогическими строфами и вставками-повествованиями. Так возникает «особый тип ритмической прозы, в основе которого лежит регулярная строфика в сочетании с версэйностью», созданной по модели библейского стиха с его прозаической строфой, отличающейся интонационной законченностью и обычно состоящей из одного предложения, сопоставимого по размеру с соседними. Обилие в «Яре» разнообразных типов предложений с прямой речью создает полифонию — многоголосие, в котором щебетание птиц, лесные шорохи оказываются не менее значимыми, чем человеческие голоса. Мысли, раздумья человека, часто непонятно кому принадлежащие, усиливают самоценность каждого высказывания. Для текста характерна намеренная недоговоренность, недосказанность, незавершенность фразы, выраженная многоточием, стоящим как внутри предложения, так и на его оборванном конце, иногда вместе с более выразительным интонационным знаком — восклицательным или вопросительным: «То-то... камни... знаем мы вас, прохожалок. ‹...› Знаем мы вас, знаем!..».

В своей работе О. Воронова заключает, что в наиболее значительном произведении Есенина-прозаика - повести "Яр" - предпринята в целом удачная попытка найти новый художественный синтез на основе органического объединения субъективного и объективного, лирического и эпического, романтического и реалистического начал, опробованы приемы ритмизованной и "рубленой" прозы, сказового и "орнаментального" повествования.

Таким образом, можно заметить, что практически каждый из поэтов новокрестьян оставил после себя прозаическое наследие, которое прежде всего направлено на  сохранение основ русской души, оно напоминает о забытых истинах, ведет в будущее, как у Ганина, или заставляет не забывать о корнях, как у Клюева, но все-таки в первую очередь говорит о памяти, которую надо бережно хранить, и которая практически утрачена в во время войн.

Список использованной литературы:

  1. Пономарева Т. А. Проза Алексея Ганина: поиск жанра // Пономарева Т. А. Новокрестьянская проза 1920-х годов. - Ч. 1: Философские и художественные изыскания Н. Клюева, А. Ганина, П. Карпова. - Череповец, 2005
  2. Солнцева Н. М. Китежский павлин. Филологическая проза. Документы. Факты. Версии. - М., 1992. - С. 227
  3. Куняев С. Ю. Жизнь и смерть поэта (о судьбе Алексея Ганина) // Вопросы литературы. - 1990. - № 6. - С. 140-154;
  4. Протоколы допроса гражданина Алексея Алексеевича Ганина / Публикация С. Куняева // Наш современник. - 1992. - № 4. - С. 159-169
  5. Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. - Л., 1990. - С. 152
  6. Романов А.А. "В минуте грозы - на столетье беды"... Поэт Алексей Ганин и его лучшее творение // Литературная Россия. - 1990. - 18 мая. - С. 16;
  7. Маркова Е.И. Творчество Николая Клюева в контексте севернорусского словесного искусства. - Петрозаводск, 1997
  8. Ганин А.А. Иван и корова // Кооперация Севера. - 1923. - № 6. - С. 74
  9. Субботин С. О беловых автографах, о «брэндах», и не только // Наш современник. 2005. № 6. С. 270–276.
  10. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
  11. Азадовский К. Жизнь Николая Клюева. Документальное повествование. СПб., 2002;
  12. Михайлов А. О прозе Николая Клюева // Клюев Н. Словесное древо. СПб., 2003;
  13. Николай Клюев. Исследования и материалы. М., 1997;
  14. Пономарева Т. Проза Николая Клюева 20-х годов. М., 1999; . – М. : Прометей, 1999. – 136 с.
  15. Солнцева Н.М.  Творчество С.А. Клычкова как предмет научного изучения
  16. Михайлов А. О прозе Николая Клюева//Клюев Н.А. Словесное древо: проза. СПб, 2003
  17. Прокушев Ю. Л. Даль памяти народной. Изд. 2-е, доп., М., 1979, с. 8
  18. Есенин С.А. Полное собрание сочинений. В 7 томах. Т.5. М. «Наука- Голос», 1997. С.347
  19. Воронова О. Е. Проза Сергея Есенина: Жанры и стиль. — Дисс.... канд. филол. наук. М., 1985.
  20. Солнцева Н. Сорочье царство Сергея Клычкова// Сергей Клычков собрание сочинений в 2.т, Т.1. М. Эллис лак, 2000.  С.33

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8

 
© Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, 2005-2017.
Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Музеи России