Наша группа в Facebook Наша группа в Одноклассниках Наша группа в ВКонтакте
Наш аккаунт в Twitter Наш аккаунт в Instagram Наш канал на  Youtube

 

 

Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» Виртуальный тур "ЕСЕНИНСКИЙ КРАЙ"
Торгово-выставочный центр Гостевой дом
Чайная

 

 

Приемная

Тел. 8(4912)55-03-06;
Факс 8(4912)55-03-07

Заказ экскурсий
8(49137) 33-2-57;
8-910-566-64-97

Электронная почта: info@museum-esenin.ru

Об особенностях организации учебного процесса во второклассных учительских школах Рязанской губернии конца XIX - начала ХХ века

О.Л. Аникина

Русская православная церковь всегда имела попечение по обучению  грамоте своих прихожан, поэтому при монастырях, а впоследствии и при храмах открывались школы. В начале XIX века началось формирование системы обучения и воспитания детей в религиозной традиции, такие школы получили название «церковно-приходские». Особенно активизировался данный процесс  после отмены крепостного права в 1861 году, и, как следствие этого, были проведены реформы, касающиеся народного образования.

Святейший Синод в 1896 году издает специальное постановление, в котором говорилось: «Церковная школа, сообразно своей идее, главное внимание обращает на воспитание учащихся в духе церковно-религиозном. В виду сего учащие заботятся о том, чтобы укрепить в детях живое благочестие и преданность православной церкви и воспитать добрые нравственные навыки.

Церковно-приходская школа ставит себе задачей не только обучение детей, но и в особенности воспитание их посреди скудной крестьянской среды и грубой обстановки, сообщение им религиозных и нравственных начал и стремлений, добрых привычек, приучение к порядку и опрятности, возбуждение в них умственного и нравственного интереса в соответствии с тою жизнедеятельностью, какая предстоит им»[1].

Как мы видим из постановления, на первое место ставилось духовное и нравственное развитие подрастающего поколения. По сути, школа становится вторым по значимости общественным институтом, где идет формирование нового поколения людей, живущих в реалиях бурного развития капитализма в нашей стране.

В Рязанской епархии многие священники начали проводить большую значительную работу по устройству начальных учебных заведений, которые были тесно связаны с храмами. Одновременно с этим вырастает потребность в учительских кадрах для новых школ, поэтому стали организовывать второклассные школы, готовившие преподавателей.

В 1902 году произошла новая корректировка системы церковных школ. Теперь  подобные учебные заведения делились на два разряда. К первому – относились начальные школы, такие как: грамоты, церковно-приходские, воскресные.

Школы грамоты открывались при храмах, обучение продолжалось два года, давали начальные знания чтения, счета, письма, Закона Божия.

Церковно-приходские были одноклассные и двухклассные: в первых обучали три года, во вторых – четыре. Изучали Закон Божий, церковно-славянский и русский языки, арифметику, историю и географию.

Воскресные предназначались для подростков 14-17 лет и учили навыкам чтения и письма.

Ко второму разряду относились учебные заведения, готовившие преподавателей. Они разделялись на второклассные и учительские. Второклассные готовили наставников для школ грамоты, обучение продолжалось 3 года. Учительские готовили учителей для всех типов школ, обучение продолжалось 4 года.

«Главная цель образования заключается в умственном и нравственном развитии человека. Оно, это развитие, дает ему возможность вносить, хотя малую долю участия в служении ближнему. Указанная цель должна быть краеугольным камнем школьного обучения. Обществу нужны образованные и честные работники, стремящиеся к достижению не только личного счастья, но и общего блага »[2].

В Рязанской губернии согласно постановлению Святейшего Синода за № 257 в 1896 году были учреждены второклассные учительские школы в следующих селах

мужские:

  1. Горки  Егорьевского уезда;
  2. Перьи  Касимовского уезда;
  3. Старая  Рязань Спасского уезда;
  4. Просечье Раненбургского уезда;
  5. Спас – Клепики Рязанского уезда;
  6. Струпны Зарайского уезда

женские:

  1. Пустотино Ряжского уезда[3].

Позже были организованы подобные  учебные заведения в селах:

  1. Делехово Скопинского уезда;
  2. Сысоево Сапожковского уезда;
  3. Старо – Стрелецкая  слобода Пронского уезда;
  4. Березово Данковского уезда.

На устройство выделяли следующие ассигнования:

«священнику руководителю                 -                          150 рублей

двум учителям второго класса  старшим                       360 рублей

младшему                     300рублей

учителю образцовой школы грамоты                             240 рублей

на библиотеку и учебные пособия                                   150 рублей

на хозяйственные расходы                                               300 рублей

Итого:                                                                               1500 рублей».[4] (4)

Из  приведенных  данных видно минимальное количество денег, которое могли позволить себе  израсходовать устроители школы, в последующие годы эти суммы увеличивались, так как требовались дополнительные учебные пособия и книги, возникала необходимость проведения ремонта оборудования и помещений.

В историческом документе «Правила для второклассных школ», который регламентировал деятельность подобных учебных заведений, отмечалось: «Так как школа второклассная имеет главною своею целию приготовлять недорогих учителей для школы грамоты, при ней должна быть устроена образцовая школа грамоты, где ученики второклассной школы наглядно будут обучаться дидактическим приемам под руководством учителя образцовой школы грамоты.

Так как при второклассной школе должно быть три учителя то желательно, чтобы для каждого из них была отдельная квартирка хотя бы из одной комнаты, имея в виду, что могут быть люди семейные. Далее, при школе должна быть комната ремесленная, и должно быть устроено помещение для орудий по огородничеству и садоводству.

В программу входит обучение детей ремеслу. Выбор ремесел должен обуславливаться местными условиями края…

При школе полагается общежитие для учеников, поэтому необходимы: спальня, столовая и кухня.

Таким образом, второклассная школа даст своим питомцам приличное помещение, обучение по установленным программам и все необходимые учебные руководства и пособия, что же касается их содержания, т. е пищи и одежды, она принять на себя не может. Содержание учеников принимают на себя родители.

Нужно объяснять ученикам, желающим поступить в школу и родителям их посылающим, что они будут служить делу народного образования, открывая, с разрешения, кого следует, школы домашния.»[5]

В результате всех приложенных усилий, почти в каждом уезде  появилось подобное учебное заведение, предназначавшееся, прежде всего, для обучения крестьянских детей.

Подчинялись все учреждения Епархиальному училищному совету, содержались на церковные средства и помощь благотворителей. Состоятельные люди, радевшие об улучшении жизни, народа жертвовали солидные денежные суммы на нужды народного образования. Так, например, зажиточный купец из села Спас-Клепики А. П. Попов подарил епархии  каменное двухэтажное здание и десятину земли для устройства второклассной школы. Купец И. А. Ананьев, уроженец села Березова, построил здание школы и оснастил его необходимым оборудованием. В каждом учебном заведении был попечитель, который помогал приобретать школьный инвентарь и книги для библиотеки, проводить ремонт мебели, содержать учителей ремесел и т. д.

О взаимоотношении учителей и учеников сказал М. Фиников преподаватель Рязанской духовной семинарии на педагогических курсах, организованных Епархиальным училищным советом: «Задача духовной школы – широка, многообъемлюща. Чтобы правильно решить эту задачу, нужно иметь в виду, что обучает и вместе воспитывает только та школа, которая есть школа – семья, где воспитатель и питомцы соединены между собою самими тесными родственными узами, где царит любовь, взаимное доверие, где душа питомца всегда открыта участливому влиянию руководителя, - где нет начальников и подчиненных, есть отцы и дети, где рядом с сообщением научных знаний идет деятельная подготовка молодых умов и сердец к жизни»[6].

Примеры подобных взаимоотношений можно было найти в Перьинской, Спас-Клепиковской, Старо-Рязанской, Горковской школах. Наставники юношества А.В.Орфоснов, Е. М. Хитров, В.А. Гусев, М. И. Высоков, П. И. Агрономов, Н.И.Чельцов, М. Н. Кудрявцев, И. С. Виноградов, П. С. Михайлов,

В. И. Житов и многие другие были истинными мастерами своего дела, память о них сохранилась навсегда в душах их учеников.

Выпускник Спас – Клепиковской второклассной школы К. С. Марушкин вспоминал о годах учебы: «Евгений Михайлович Хитров учителем был строгим, как глянет на шалуна, у того мороз по коже. Он очень любил свой предмет – литературу. Как начнет читать Пушкина «Евгения Онегина» весь преобразится, глаза светятся, улыбка на лице, голос звенит. Слушаешь и  забываешь обо всем, навсегда запоминаешь строчки. Все мы в классе, благодаря ему, полюбили читать книги.»[7]

Епархиальный наблюдатель В. Дороватовский в своем отчете за 1898 год писал: «Жизнь учеников второклассных школ имеет такой порядок: встают дети в 6- 7 часов, оправляют постель и убирают свою комнату, а после краткой молитвы завтракают, в половине девятого часа ученики собираются на общую молитву

( к этому времени приходят и живущие у родителей), которая и совершается в присутствии священника, заведующего и всех учителей, после молитвы тот час же начинаются уроки; большая перемена в одних школах бывает получасовая с 12 до 12 ½ и в это время ученики завтракают, а в других часовая – для обеда.

В первых – обед бывает после уроков, и поэтому уроки в одних кончаются в 2 ½, а в других – в 3 часа. С 3 ½ до 5 часов идут занятия в ремесленных отделениях, затем в 5 ученики обычно пьют чай и до 8-9 приготовляют уроки к следующему дню, в 9часов ужинают и после вечерней молитвы, в 10 часов ложатся спать.

Весь день ученики проводят под присмотром учащих. В воскресные и праздничные дни ученики обязательно присутствуют в церкви, участвуют в чтении и пении, обязательно присутствуют в алтаре, а старшее отделение обязательно присутствуют при совершении литургии для наглядного ознакомления.

Для лучшего ознакомления с порядком богослужения вводится отправление этой службы в самих школьных зданиях, совершаются, если можно так назвать, ученические всенощные клиросные чтения и пения, на которых отправляются самостоятельно самими учениками. Воскресные и праздничные чтения ведутся при всех школах.

Общежития имелись при всех школах, так при Горловской школе в общежитии жило 10 человек, в Струпненской – 56, Просечинской – 14, Пустошинской – 16, Перьинской – 17, Спас – Клепиковской – 12, Старо – Рязанской - 18 »[8].

По материалам архивных данных можно судить, что во второклассных школах преподавали следующие предметы:

- Закон Божий

- учение о Богослужении

- церковная история, общая и русская,

- церковное пение

- церковно – славянский язык

- русский язык

- история всеобщая и русская

- география всеобщая и  России

- сведения о явлениях природы

- арифметика

- геометрическое черчение и основы землемерия

- чистописание

- дидактика

- гигиена

- практические занятия в образцовой школе грамоты.

Учебная нагрузка в подобном учебном заведении была установлена Святейшим  Синодом в ноябре 1902 года. Первый год обучения занятия составляли 26 часов в неделю, второй год – 26 часов, третий год - 28 часов[9].

В течение трех лет учащиеся изучали 12 предметов, и, что немаловажно, получали навыки землемера, т. е. вторую профессию и определенную специальность, например, мастера переплетного дела как в Спас-Клепиковской школе, столяра – в Перьинской, пчеловода – в Горковской. Фактически получалось, что учебная нагрузка увеличивалась на 2 часа и составляла 28 и 30 часов. Таким образом, ежедневно проходило по 5 уроков.

В течение учебного года учеников отпускали на каникулы: рождественские: с 21 декабря по 8 января, пасхальные: страстная седмица и по вторник на фоминой неделе, летние: с 10 июня по 31 августа.

Поведение и успехи учащихся оценивались по пятибалльной системе, где

5- отлично, 4- очень хорошо, 3- хорошо, 2 – слабо.

На ежегодных и выпускных экзаменах обязательно присутствовали епархиальный наблюдатель и благочинный священник, приглашали и попечителей.

Выпускники второклассных школ имели льготы по военной службе, они находились в армии три года, а не пять как требовалось по закону, могли поступать в школы прапорщиков без экзаменов, в запасе были пятнадцать лет, вместо двадцати, служили при штабах и в элитных частях.

Учителя школ проводили большую просветительскую работу среди населения, так в «Рязанских Епархиальных ведомостях» в 1898 году сообщалось: «С 26 декабря по 2 марта в школьном помещении (Спас-Клепиковской школы) были устроены учащими 6 народных чтений, иллюстрированных световыми картинами. Предметом чтений были главнейшия события новозаветной истории. Световыми картинами иллюстрировались или сами евангельские события, или места Св. Земли, где происходили эти события. В антрактах чтений церковно-школьный хор, под опытным  руководством  учителя  пения В. Житова, прекрасно исполнил духовныя песнопения: тропарь, кондак и задостойник на Рождество Христово, покаяния отверзи ми двери, да исправится молитва моя ,чертог  Твой вижду, се жених грядет, егда славнии ученицы, на реках вавилонских, Благообразный Иосиф, тебе одъюшагося, да молчит всякая плоть, Архангельский глас вонием ти, задостойник на Благовещение и концерты: Слава в вышних Богу (Давидова), Милость твоя Господи, во всех воспою, Воспойте Господеви песнь нову (Бортнянского), Ныне отпущаеши и концерт Едино просих от Господа (Веделя). Нужно заметить, что, кроме хорового пения, и вообще пение в Спас – Клепиковской школе поставлено прекрасно, особенно хорошо поют все ученики стихиры с коновархом.

Народные чтения привлекали массу народа; на каждое чтение собиралось до 1500 человек; приходили из деревень за 6 – 8 верст; родные учеников приезжали на чтения целыми семьями: фонарь (с керосиновым источником света) часто отказывался действовать по причине духоты: во время чтения несколько раз приходилось открывать окна.

1-го января попечителем школы А. П. Поповым для учеников Спас-Клепиковской школы была устроена елка. Вечер – елка открылся пением патриотическаго марша Москва. Программа вечера состояла из чтения и пения. Ученики декламировали избранные стихотворения и читали коротенькие беллетристические разсказы. Пели то хором,  то всем составом учащихся: Что ты спишь, мужичек; песнь Лихача Кудрявича; Ворон к ворону летит; народную песнь Волузях, актовую песнь Главача  Ангел и др.

В конце вечера женою попечителя школы были розданы детям подарки. Детский вечер, полный искреняго, чистаго веселия, закончился пением народнаго гимна: Боже, Царя храни!

В прошлом учебном году народные чтения с туманными картинками, помимо Спас-Клепиковской, Горковской и Старо-Рязанской второклассных церковно – приходских школ, велись в других пунктах епархии»[10].

В целом можно констатировать, что второклассные учительские школы способствовали формированию сельской интеллигенции выходцами из крестьянской среды, так в 1905 году 22 % от общего числа учителей Рязанской губернии, были выпускниками этих школ[11].

Определенная часть молодых людей, получив образование, становилась счетоводами, бухгалтерами, военными, письмоводителями, почтмейстерами, достигали определенных высот на  гражданской службе.

Преподавание всех предметов носило практическую направленность, учащиеся получали навыки нескольких профессий, а именно: учителя, землемера, регента (при наличии музыкального слуха), псаломщика, мастера переплетного дела, столяра, пчеловода (в зависимости от определенных условий в школе).

В течение двадцати одного года эти учебные заведения формировали юношей и девушек, в которых сочеталось духовное и интеллектуальное начало, основанное на православных ценностях.

 


[1] Церковно-приходские школы и школы грамоты Российской империи в

1896 – 97 г. (извлечение из всеподданнейшего отчета Обер – Прокурора

Святейшего Синода). СПб.: 1899. стр. 16 -17.

[2] Правила для второклассной школы. СПб.: 1908. стр. 4.

[3] Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Тип. Св. Василия. 1896. стр. 333.

[4] Народное образование. М. 1896. стр. 19.

[5] Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Тип. Св. Василия. 1896.стр.273- 274.

[6] Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Тип. Св. Василия. 1896. стр.96.

[7] Воспоминания  К. С. Марушкина. ( из архива автора)

[8]Отчет о состоянии церковно-приходских школ за 1897 – 98 учебный год.

ГАРО. ф.632, оп.1, дело 1, год 1898, св.14, стр. 24, 24 об.

[9] Программы учебных предметов для церковно – приходских школ. СПб. 1903.

стр. 124.

[10] Рязанские епархиальные ведомости. Рязань: Тип. Св. Василия. 1898.стр. 769–770

[11] Рязань в 1905 году ( статистический отчет). стр. 85.

 
© Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, 2005-2017.
Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Музеи России