Наша группа в Facebook Наша группа в Одноклассниках Наша группа в ВКонтакте
Наш аккаунт в Twitter Наш аккаунт в Instagram Наш канал на  Youtube

 

 

Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» Виртуальный тур "ЕСЕНИНСКИЙ КРАЙ"
Торгово-выставочный центр Гостевой дом
Чайная

 

 

Приемная

Тел. 8(4912)55-03-06;
Факс 8(4912)55-03-07

Заказ экскурсий
8(49137) 33-2-57;
8-910-566-64-97

Электронная почта: info@museum-esenin.ru

Из истории земских школ Рязанской губернии конца XIX – начала XX века

О. Л. Аникина,

научный сотрудник отдела научно-экспозиционной и выставочной деятельности

 

Отмена крепостного права в России стала эпохальной вехой в истории страны.Становление новых экономических отношений проходило в течение определенного периода и достаточно сложно. Изменение  в хозяйственной жизни способствовалопоявлению нового  во всех сферах бытия.

По- настоящему революционным событием стало появление земских органов управления. Согласно «Положению  о земстве» все сословия могли принимать участие в организации и развитии хозяйственной, культурной жизни  на местах. Каждое сословие выбирало представителей на съезд, который  формировал оперативный орган управления- управу, кроме того, заслушивал и утверждал отчеты,принимал определенные постановления по организации деятельности. Управы были губернскими  и уездными, в каждом было несколько отделов, а именно: врачебная, хозяйственная, строительная, школьная, страховая.

В 1864 году императором Александром I было подписано «Положение о начальных народных училищах», где указывалось: «Начальные народные училища имеют целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространение первоначальных и полезных знаний».[1]

Закон предоставлял возможность открывать школы частным лицам, сельским обществам, предприятиям. Обучение было бесплатным, принимали детей без различия сословий и вероисповедование, очень важно, что  был открыт путь к знаниям девочкам из крестьянских, мещанских семей.Программы обучения разрабатывались и утверждались Министерством народного просвещения и Святейшим Синодом. Вводился трех летний курс обучения.

Для организации и управления школами в губернии была создана Дирекция народных училищ. Более двадцати лет ее возглавлял  Василий Васильевич Баранов, благодаря его организационным способностям количество учебных заведений увеличилось в три раза, открылся педагогический музей, учительская библиотека, общеобразовательные курсы при Александровской учительской семинарии,была образована касса взаимопомощи.

Земская уездная управа занималась обеспечением школ необходимым  оборудованием, учебными пособиями,  закупала книги для библиотек, способствовала  строительству и ремонту зданий, назначала учителей, контролировала учебный процесс, представляла документы для награждения успешно работающих преподавателей, посылала на курсы при Александровской учительской семинарии, разбирала спорные вопросы, которые иногда возникали, следила за санитарным состоянием школ, благодарила попечителей.

Огромную работу проводили инспектора, которые не менее двух раз в год посещали каждую школу в уезде, присутствовали на экзаменах, организовывали учительские конференции, способствовали решению учебныхи бытовых проблем педагогов.

В начале ХХ века инспектором 1 участка был  Михаил Алексеевич Дроздов, а в 1906 году его сменил Михаил Михайлович  Повайло-Швыйковский, они посещалиКонстантиновскую школу, слушали ответы бойкого мальчика Сережи Есенина, поставили «отлично» на выпускных экзаменах и подписали похвальный лист.

Хозяйственной деятельностью занимались агенты по надзору за школами, они обследовали здания, составляли необходимые документы, если требовался ремонт.

Во время строительства нового помещения участвовали в разработке планов и чертежей, помогали в приобретении необходимых строительных материалов, следили за качеством выполняемых работ. Кроме того они закупали учебные пособия, школьное оборудование, следили за санитарным состоянием, страховали имущество.

В селах и городахстали открываться школыпрежде всего стараниями тех людей, которые понимали важность просвещения для народа, среди них были дворяне, купцы, хозяева предприятий, разбогатевшие крестьяне, военные.

В конце 19века успешная деятельность земства по народному образованию стала приносить свои плоды, сформировалась успешно работающая система школ, грамотность стала нормой жизни населения, талантливая крестьянская молодежь  стала получать профессиональное и высшее образование.

Реформа народного образования была проведена в 1902 году, обучение в земских школах стало 4-летним, открывались воскресные классы для девочек,  появилась возможность обучать детей ремеслу, например, девочек рукоделию, мальчиков плетению из лозы и т. п. Стали открываться национальные школы - татарские, мордовские. Появились мастерские по изготовлению школьного оборудования, самая известная  в губернии  А. Ф. Жиркова в Рязани. Русские методисты Острогорский, Тихомиров, Баранов, Некрасов, Киселев, Шохор-Троицкий, Гольденберг, Иванов   разрабатывали учебники и методические пособия для учителей, издавались журналы, такие  как«Народный учитель», «Вопросы и нужды учительства», «Семья и школа».

В 1906 году в Рязанской губернии была разработана программа « О введении всеобщего начального обучения», которая предполагала  строительства в течение 10 лет необходимого  количество учебных заведений,  дающих возможность всем детям посещать школу. Уже в 1909 году в Касимовском, Скопинском и Спасском уездах программа была выполнена, а через год такие же показатели были в Зарайском, Ряжском и Сапожковском  уездах. Первая мировая война помешала решению этой благородной задачи, уменьшилось финансирование, материальное положение школ ухудшилось.

2252 преподавателя работало в школах в 1910 году, из этого числа законоучителей было 825, учителей мужчин-578, учительниц-849. Из общего количества учителей мужчин 364 получили специальное образование, окончили Учительскую семинарию,214 обучались в средних учебных заведениях, это Духовное училище, учительские курсы. Среди учительниц 2 имели высшее образование, 113 средне- специальное, т. е.были выпускницами  Епархиального училища, 700 окончили педагогические курсы при гимназиях, или сдавали экзамен на звание учительницы, 34 не имели надлежащего образования, в основном это были преподавательницы рукоделия.[2]

Наиболее отличившихся педагогов поощряли следующим  образом:

- денежные премии

- благодарность от земства

-шейный золотой медальон с надписью «За усердие»

- орден Св. Станислава

- нагрудная серебряная медаль с надписью «За усердие» и Александровской лентой

- золотая медаль «За усердие».

П. И. Иванов, учитель Константиновской школы, был на хорошем счету у земской управы, несколько раз получал денежные награды по 30-50 рублей, за отменное преподавание и примерное поведение, а священник И. Я. Смирнов награжден орденом  Св. Станислава III степени[3].

В то же время  необходимо отметить, что заработная плата была недостаточно высокой, многие учителя, особенно те, у кого была большая семья, испытывали материальные трудности. Сложным вопросом было обеспечение жильем, не случайно  обязательно предусматривалось строительство квартиры для педагога в новых школах, а  там где не было, ее приходилось снимать, что в результате сказывалось на качестве  преподавания.

В отчетах инспекторов иногда  отмечалось, что не во всех школах дело велось надлежащим  образом, были  такие, где школьная мебель требовала замены, имелось недостаточное количество наглядных пособий, учебников, книг для чтения, плохо топились печи, вспыхивали эпидемии. Бывали случаи, когда не складывались взаимоотношения с коллегой, попечителем, старостой в селе. Приходилось принимать экстренные меры, чтобы исправить положение.  Недостаток опыта у молодых педагогов часто компенсировался горячей любовью к детям и искренним желанием служить на благо своей родины.

Учитель в сельской местности олицетворял собой идеал культурного образованного человека, с которого брали пример, к советам которого прислушивались, обращались  при решении важных общественных вопросов.

В книге А. Д. Повалишина «Рязанское земство в его прошлом и настоящем»  давалась  положительная оценка той огромной работы по строительству школ, которая была проделана в течении 25 лет.

Там же отмечалось: «Из обозрения дела по народному образованию нельзя не видеть, что земские учреждения создали прочную и правильно поставленную земскую народную школу, что население освоилось с нею, полюбило ее и больше не чуждается; что, по-видимому, недалеко уже  то время, когда, по словам бывшаго члена Губернскаго  училищнаго совета Д.Д. Дашкова

« убежденные опытом заговорят и все дальние уголки губернии и потребность  в грамоте станет таким же насущным, обучение ей  таким же обыденным, привычным делом, как посев хлеба, заготовка дров и другие хозяйственные заботы ». 4

 

 


[1]ГАРО «  Полное собрание законов Российской  империи» т. 39, стр.613;

 

[2]ГАРО ф.597 оп. 1 дело 1212 год 1910 л. 57;

 

[3]ГАРО ф.597 оп.1 дело 856 год 1905 л. 42.

[4]«Рязанское земство в его прошлом и настоящем» сост. А. Д. Повалишиным.

Рязань 1889 г. стр. 165.

 

 

 
© Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, 2005-2017.
Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Музеи России