Юбилейная дата

 

 

 

Наша группа в Facebook Наша группа в Одноклассниках Наша группа в ВКонтакте
Наш аккаунт в Twitter Наш аккаунт в Instagram Наш канал на  Youtube

 

 

Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» Виртуальный тур "ЕСЕНИНСКИЙ КРАЙ"
Торгово-выставочный центр Гостевой дом
Чайная

 

 

Приемная

Тел. 8(4912)55-03-06;
Факс 8(4912)55-03-07

Заказ экскурсий
8(49137) 33-2-57;
8-910-566-64-97

Электронная почта: info@museum-esenin.ru

Юбилейная дата

Глубоковский Борис Александрович

1894-1935

Актёр, критик, беллетрист, драматург. Выступал в печати под псевдонимами Б.Г., Веев Б., Цвибельфиш.

Б.А. Глубоковский – автор книг «Проклятый вопрос в России» (1914), «Трогательная повесть в XIVглавах» о литературной богеме Москвы.

Б. Глубоковский окончил юридический факультет Московского университета, но предпочёл актёрскую профессию. Служил в театре Ф.А. Корша, затем в Камерном театре А.Я. Таирова, где выступал как в качестве актёра, так и режиссёра-постановщика. Посещая «Кафе поэтов», Глубоковский сблизился с поэтами имажинистами, где в 1919 году он познакомился с С. Есениным. С этого времени они находились в постоянных дружеских и деловых контактах. Имя Глубоковского нередко встречается рядом с есенинским на афишах многих литературных вечеров и различных мероприятий. Он пропагандировал имажинизм как новаторское направление в искусстве. По его мнению « имажинизм поднял Есенина до «большой темы», имажинизм заставил Есенина направить лирический поток в русло эпических заданий».

В апреле 1920 года он вместе с С. Есениным и А.Мариенгофом участвовал в шутливом церемониале избрания Велемира Хлебникова Первым председателем Земного шара, состоявшемся в Харьковском городском театре.

В первом номере журнала имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922) было напечатано есенинское «Прощание с Мариенгофом» и статья Глубоковского «Моя вера». В этой статье ратуя за новое русское искусство, автор излагал идеи близкие Есенину.

В этом же номере журнала в статье «В хвост и в гриву: Спорады» он настойчиво напоминал: «Чтобы писать Россию, нужно найти русский язык». Этому высказыванию созвучны слова С. Есенина из статьи «Быт и искусство» (1920): «У собратьев моих нет чувства родины во всём широком смысле этого слова…».

Как и С. Есенин, Б. Глубоковский постепенно отошёл от имажинизма. В статье «Маски имажинизма» он иронически показал портреты имажинистов, в частности о Мариенгофе написал: «Узкие руки. Острый подбородок. Стальные глаза, в которых купаются блики электрических ламп… Ну как же не фат – смотрите дорожку пробора, - как линия образцовой железной дороги.. Волосок к волоску… Не кудрявый буйный пыл золотой растрёпанной головушки Сергея, - нет, - чёткий и гладкий пробор».

Б. Глубоковского беспокоила жизненная и творческая судьба С. Есенина. В одном из номеров журнала «Рампа» (1924), выступая под псевдонимом Цвибельфиш, он откликнулся на цикл стихов «Москва кабацкая», одновременно осудил литературную богему и высказал мысль, что она губительно сказывается на есенинском таланте.

После распада «Ассоциации вольнодумцев» Есенина и Глубоковского увлекла идея создания общества литераторов и художников «Современная Россия». Как члены инициативной группы они вместе с П.В. Орешиным, А.К. Топорковым, Г.Б. Якуловым и другими разработали Устав общества. В списке членов общества С. Есенин значился как «поэт и теоретик», Глубоковский – как «прозаик и драматический актёр».

В конце августа 1924 года документы на разрешение создания общества «Современная Россия» поступили в административный отдел центрального Административного управления НКВД РСФСР. Ответ был получен только в мае 1925 года, в нём сообщалось, что учреждение общества «Современная Россия» нецелесообразно.

В ноябре 1924 года Б. Глубоковский был арестован по делу «Ордена русских фашистов», где он якобы «занимал» пост «министра иностранных дел». По приговору КОГПУ от 25 марта 1925 года он получил срок – 10 лет заключения в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). А.А. Ганин, глава «ордена» и ещё шесть человек были приговорены к расстрелу.

Незаурядные способности Б. Глубоковского ярко развернулись на Соловках, где он проявил себя как блестящий организатор культурно-просветительной работы среди узников лагеря. Он создал Большой Соловецкий театр, сам сформировал труппу и сам участвовал в ней в качестве актёра и режиссёра. Постоянно печатался в периодических изданиях лагеря – журнале «Соловецкие острова» и газете «Новые Соловки», под собственным именем или под псевдонимом Цвибельвиш.

На Соловках Б. Глубоковского застала страшная весть о гибели С. Есенина. Она всколыхнула почти всех узников СЛОНа, кто знал есенинскую поэзию или слышал о ней. Б. Глубоковский приложил все усилия, какие возможны были при его подневольном положении, чтобы достойно почтить память великого поэта и своего друга.

В 1930 году в журнале «Соловецкие острова» Б. Глубоковский опубликовал большую статью «Сергей Есенин: (Спорады)», в которой стремился снять с поэта всю шелуху накопившихся разноречивых оценок и явить подлинного С. Есенина, раскрыть сущность его трагедии.

В 1932 году Б. Глубоковский получил право на досрочное освобождение и проживание в Москве, где вновь поступил в Камерный театр.

 
© Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, 2005-2018.
Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Музеи России