Наша группа в Facebook Наша группа в Одноклассниках Наша группа в ВКонтакте
Наш аккаунт в Twitter Наш аккаунт в Instagram Наш канал на  Youtube

 

 

Конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» Виртуальный тур "ЕСЕНИНСКИЙ КРАЙ"
Торгово-выставочный центр Гостевой дом
Чайная

 

 

Приемная

Тел. 8(4912)55-03-06;
Факс 8(4912)55-03-07

Заказ экскурсий
8(49137) 33-2-57;
8-910-566-64-97

Электронная почта: info@museum-esenin.ru

«Память веков…»

Светлана Воронина

научный сотрудник

отдела научно-методической и

культурно-досуговой деятельности

Государственного музея-заповедника С.А.Есенина

История Рязанской земли хранит в себе много событий, связанных с героизмом и самоотверженностью русского народа.

Прошло уже 780 лет со времен начала нашествия на Русь татаро-монгольского войска. Трагические события 1237-1241 годов явили немало примеров мужества и самопожертвования наших предков. Никто не собирался без боя покоряться могущественным завоевателям. Немеркнущей славой овеяны подвиги рязанского богатыря Евпатия Коловрата, защитников Козельска, Киева и многих других известных и безвестных героев той далекой эпохи.

Первый удар монгольского нашествия приняло на себя Рязанское княжество. Именно к этому времени относят летописцы подвиг Евпатия Коловрата, поведанный позже в древней "Повести о разорении Рязани Батыем", созданной ориентировочно в XIV веке. Летопись рассказывает о том, как Рязань после непрерывной пятидневной осады была захвачена войсками хана Батыя. «И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили…" Опустошив и другие города Рязанской земли, Батый направился дальше, намереваясь покорить остальные русские княжества.

Однако не все рязанцы погибли. Не было в городе в роковой час одного из самых доблестных воинов князя Юрия Игоревича – боярина и воеводы Евпатия Коловрата. Он находился в Чернигове, где вероятно, по поручению своего господина вел переговоры об оказании помощи подвергшемуся нападению Рязанскому княжеству. Но пришла горестная весть о разорении Рязани и смерти князя Юрия Игоревича. Дальнейшее пребывание в Чернигове теряло для Коловрата смысл, и он посчитал, что должен находиться там, где в смертных боях решалась судьба его земли. Нужно было заступить путь врагу, отомстить за Рязань, защитить еще не захваченные монголами города и селения.

И Евпатий Коловрат со своей небольшой свитой поспешно возвращается в Рязань. На месте процветающего еще недавно города воеводе и его спутникам открылось ужасное зрелище: "Увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены". Евпатий собрал уцелевших рязанских ратников (всего в дружине теперь насчитывалось около тысячи семисот человек) и пошел вслед за монголами. Настигнуть недругов удалось уже в пределах Суздальской земли. Ордынцы, не ожидавшие удара со стороны опустошенной ими Рязанской земли, пришли в ужас. Казалось, это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. Сомнения отступили лишь тогда, когда удалось захватить в плен пятерых израненных русских воинов. Не сумев справиться с горсткой храбрецов в открытом бою, напуганные ордынцы направили против Евпатия Коловрата и его дружины орудия для метания камней, применявшиеся при штурме укреплений. Только после этого врагам удалось убить русского витязя. Когда и большинство рязанских воинов погибло в неравном бою, монголы принесли к Батыю мертвого Коловрата. Приближенные хана восхищались мужеством русских героев. Сам Батый воскликнул: "О Коловрат Евпатий! Многих ты побил богатырей сильной орды, и многие полки пали". Хан приказал отпустить на свободу рязанцев, захваченных в сражении, и отдать им тело Коловрата, чтобы похоронили его по своему обычаю.

Такова история подвига рязанского богатыря и его храброй дружины, поведанная древней воинской повестью.

Спустя столетия С.Есенин, другой сын Рязанской земли, положит сюжет о подвиге воеводы в основу одного из своих ранних произведений - «Сказание о Евпатии Коловрате». А в современные годы героя увековечили и в бронзе: 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля, был открыт памятник работы скульптора Олега Седова. Сам Коловрат стал символом различных мероприятий, фестивалей, соревнований, которые проводятся на территории Рязанской области.

Так с начала 1960-х годов Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства ежегодно собирает зрителей на удивительно красочные соревнования по конному спорту — кубок «Евпатия Коловрата». Этот праздник проводится в целях патриотического воспитания населения, сохранения памяти о славной военной истории Рязанской земли, и, конечно же, возрождения и популяризации конного спорта.

Песнь «Сказание о Евпатии Коловрате» на основе произведения С.Есенина, звучит ежегодно на фестивале «Битва на Воже». Исполняет ее известный рязанский эстрадный певец Дмитрий Лунёв. Само мероприятие проходит в Рязанской области с 2003 года вблизи села Глебово-Городище Рыбновского района. Его инициаторами стали объединения по исторической реконструкции г.Рязани совместно с коллегами из других городов. Историческим поводом для фестиваля стала одноименная битва, произошедшая 11 августа 1378 года на этом месте. Она стала первой серьёзной победой русских над войском Золотой Орды и имела большое психологическое значение в канун Куликовской битвы. Некоторыми исследователями была даже выдвинута версия, что рассказ о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже и был связан в житии святого с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.

Сегодня праздник «Битва на Воже» является важным социокультурным мероприятием области, который ежегодно проводится на рязанской земле в начале августа. За время существования фестиваля в нём приняли участие десятки клубов военно-исторической реконструкции. Зрителями театрализованного праздника, включающего в себя реконструкцию сражения 1378 года, становятся тысячи рязанцев и гостей из других регионов России.

Приятно видеть, что, несмотря на новое время, и пришедшие вместе с ним новые интересы, у людей не исчезла тяга к своим корням, к истории своей страны. Особенно важны подобные праздники для воспитания подрастающего поколения, поскольку они привлекают внимание молодежи к событиям многовековой давности.

«Память веков…»  :: «Память веков…»  :: «Память веков…»  :: «Память веков…»  ::

«Память веков…»  :: «Память веков…»  :: «Память веков…»  :: «Память веков…»  ::

 
© Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, 2005-2017.
Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Музеи России